Самым главным многие родители будущих первоклассников считают «готовность к школе» А что это такое, давайте разберёмся.
Готовность к школе— это, отнюдь, не умение читать, писать и считать. Это сложный процесс, который имеет четыре основные составляющие:
1. Мотивационную готовность
2. Физиологическую готовность
3. Социальную готовность
4. Психологическую готовность Если у ребенка в 6,5—7 лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу - он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов - тоже.
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Это одна из основных составляющих личностной готовности ребенка к школе. К сожалению, не все родители придают значение желанию ребенка пойти в школу, делая акцент на интеллектуальной и специальной готовности к школе. Однако в формировании у дошкольников мотивов (желания) учения, решающую роль играет семья, потому что основные человеческие потребности, социальные и познавательные, закладываются и развиваются в раннем детстве. Что является мотивационной основой школьного учения?
• Интерес к новым знаниям,
• Навыки поиска интересующей информации,
• Осознание общественной значимости школьного учения,
• Умение подчинять свое «хочу» слову «надо»,
• Желание трудиться и доводить начатое дело до конца,
• Умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки,
• Стремление к успеху и адекватная самооценка Все это формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Например, ребенок хорошо считает, решает задачи, но не успевает за темпом класса и не весь объем классной работы может выполнить. Учитель делает замечания, родители сердятся, а ребенок просто не способен на быстрый темп работы в силу ослабленности организма и повышенной утомляемости. Такому ребенку лучше окрепнуть и, возможно, прийти в школу на год позже.
СОЦИАЛЬНАЯ или НРАВСТВЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Это сформированность таких качеств, которые обеспечивают: • установление нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками • вхождение в жизнь класса и выполнение совместной деятельности Так если ребенок не умеет дружить, идти на уступки, договариваться, вежливо общаться со взрослыми, понимать разницу в общении между ребенком и взрослым, ему будет трудно приспособиться в классном коллективе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе; она включает несколько компонентов: волевая готовность - это достаточно высокий уровень развития произвольности, т.е контроля поведения. В какой момент необходимо остановиться, а в какой наоборот проявлять активность. интеллектуальная готовность - наличие определенных умений, навыков и необходимого уровня развития познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение и восприятие.
Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий в школе, мы можем судить по многим факторам:
1. Есть ли желание учиться.
2. Может ли подчиняться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия.
3. Хорошо ли развиты навыки общения как со взрослыми так и с детьми, может ли работать в коллективе.
4. Развита ли речь? Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению.
5. Достаточно ли хорошо развит фонематический слух.
6. Умеет ли выполнять логические операции; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное.
7. Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация.