Итак, первый раз в первый класс! Что ж, он умеет читать, считать и даже немного пишет значит, за него можно быть спокойным, он вполне готов к школе. Так обычно думают многие родители. А психолог говорит – нет, умение читать – это, конечно, хорошо, но это далеко не всё и, мало того, даже не главное.
Главное же, что понадобится ребенку буквально с первых часов пребывания за партой, это:
• умение слушать и слушаться;
• готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою деятельность;
• развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать собственное внимание;
• общая осведомленность как показатель любознательности;
• мотивационная готовность к учебе в школе, как к общественно значимой деятельности;
• достаточная развитость мелкой моторики рук.
Всё это звучит очень серьезно и, тем не менее, вполне соответствует возрастным способностям первоклассника. Но, конечно, приступать к выработке этих качеств и способностей надо не за месяц и даже не за три месяца до первого сентября. Так что все наши последующие советы адресованы, скорее, к тем родителям, чьи дети пойдут в школу на будущий год.
Если малыш непослушен, если он не научился слушаться ни родителей, ни воспитателей в детсаду, он наверняка будет «трудным» учеником. Умение слушаться – это не что иное, как умение следовать правилам, а оно проще всего вырабатывается в процессе общих игр, даже таких простых, как «дочки-матери», «да и нет» . В общей игре маленький человек постепенно научится действовать «как положено», сдерживая иногда свои порывы, иначе другие дети просто не станут принимать его в игру. И если вы услышали адресованные вашему ребенку укоризненные фразы: «Так не играют!», «Сейчас не твой ход!» и т. п., это должно вас насторожить, поскольку неумение следовать правилам сулит в дальнейшем сложности в общении не только с детьми, но и с учителем. Групповые игры со сверстниками помогают ребенку выстроить систему отношений, определить границы своего психологического пространства, освоить навыки взаимодействия в коллективе, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.
Не только развить внимание, но и научиться удерживать его ребенку помогут различные задания типа: «Найди десять отличий между картинками», «Что здесь лишнее», «Посмотри на эти предметы, закрой глаза, а теперь открой их и скажи, что я отсюда убрал». Но имейте в виду, что слишком простые задания быстро станут скучными, а слишком сложные приведут к тому, что ребенок откажется играть.
Общая осведомленность – это показатель того, что малыш достаточно любознателен. В 3-5 лет все дети задают множество вопросов: «А что это?», «А откуда оно берется?», «А как оно устроено?». Но нам некогда, нам лень, мы устали – и вопросы остаются без ответа. А ведь наши ответы для ребенка – один из основных источников познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать на эти бесконечные вопросы, чем больше и внимательнее будете беседовать с малышом, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала. Если же вопросов мало, то это означает, что уровень любопытства малыша невысок. А это плохо: в школе такому ребенку будет трудно среди более осведомленных сверстников, ему будет сложнее понять новый материал, и постепенно он начнет отставать в развитии.
Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – это мотивационная готовность, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь как нечто желаемое. Мотивы эти зависят в первую очередь от того, как относятся к школе и к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что «так надо» или для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело – считать школу важнейшим элементом жизни малыша, а его успехи или не успехи – областью интересов всей семьи. Мотивы самого ребенка тоже могут быть разными: встречаться с приятелями, чтобы играть или получать пятерки, чтобы быть лучше всех и чтобы мама хвалила; любознательность и желание узнавать новое или страх наказания за не посещаемость. Иногда родители выставляют и такой мотив: «Чтобы была хорошая работа, когда вырастешь». Но – это мотив слишком отдаленный. В 6-7 лет дети слабо регулируют свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний в данный конкретный момент. Работа – это еще очень нескоро, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гулять и играть. Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, если причиной ваших постоянных тревог будут именно оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши несбывшиеся ожидания. Оценки в дневнике для него станут важнее реальных знаний, они подменят живой интерес к новому и желание искать ответы на разнообразные «детские вопросы».
Правильная мотивационная готовность ребенка к школе начинается с его веры в себя, с его стремления становиться умнее и вообще лучше во всем. И именно в этом направлении он должен ощущать любовь и поддержку родителей, это придаст ему уверенность в своих силах.
Наконец, очень важно развитие у ребенка так называемой мелкой моторики – тонких, хорошо координируемых движений кисти руки. Во-первых, это придает ему уверенность в себе, а во-вторых, есть такая прямая зависимость: чем точнее движения рук, тем лучше развиваются полушария головного мозга. Терпеливо учить ребенка делать точные движения карандашом при письме и рисовании непросто, поскольку это занятие обязательно должно быть увлекательным, а не становиться неприятной обязанностью. Попробуйте и здесь ввести элементы игры. Например, можно давать малышу дорисовывать ваш рисунок или обводить точечное изображение. Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание мозаики или «Лего», вязание крючком.
Если Ваш ребенок неплохо читает, считает и даже пишет? Само по себе это хорошо, особенно если он будет поступать в такую школу, где подобные требования предъявляются ко всем. В других же случаях нередко происходит следующее. Если ребенок уже умеет всё то, чему другие только учатся, то ему становится неинтересно, скучно, он отвлекается, становится невнимательным, а главное – не привыкает работать на уроке. В результате класс уходит вперед, к новым, незнакомым ему темам и заданиям, а ваш ребенок начинает отставать. К 3-4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных». Этого не произойдет в том случае, если основой подготовки к школе станет правильная мотивация, о чем мы с вами уже говорили. Давно известно, что самые большие трудности и для детей, и для их родителей связаны именно с нежеланием учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Развитое любопытство, познавательный интерес к окружающему миру, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «хочу в школу», а также ваше спокойное, оптимистичное и радостное отношение к началу школьной жизни вашего ребенка, отсутствие завышенных требований к его будущим успехам и, как следствие, отсутствие страха у ребенка перед возможными неудачами – все это создаст хорошие предпосылки к вступлению маленького человека в этот важный для него этап.
• умение слушать и слушаться;
• готовность принять новую ситуацию и выполнять общие правила, регулируя свою деятельность;
• развитость волевых качеств, проявляющаяся, в частности, в умении удерживать собственное внимание;
• общая осведомленность как показатель любознательности;
• мотивационная готовность к учебе в школе, как к общественно значимой деятельности;
• достаточная развитость мелкой моторики рук.
Всё это звучит очень серьезно и, тем не менее, вполне соответствует возрастным способностям первоклассника. Но, конечно, приступать к выработке этих качеств и способностей надо не за месяц и даже не за три месяца до первого сентября. Так что все наши последующие советы адресованы, скорее, к тем родителям, чьи дети пойдут в школу на будущий год.
Если малыш непослушен, если он не научился слушаться ни родителей, ни воспитателей в детсаду, он наверняка будет «трудным» учеником. Умение слушаться – это не что иное, как умение следовать правилам, а оно проще всего вырабатывается в процессе общих игр, даже таких простых, как «дочки-матери», «да и нет» . В общей игре маленький человек постепенно научится действовать «как положено», сдерживая иногда свои порывы, иначе другие дети просто не станут принимать его в игру. И если вы услышали адресованные вашему ребенку укоризненные фразы: «Так не играют!», «Сейчас не твой ход!» и т. п., это должно вас насторожить, поскольку неумение следовать правилам сулит в дальнейшем сложности в общении не только с детьми, но и с учителем. Групповые игры со сверстниками помогают ребенку выстроить систему отношений, определить границы своего психологического пространства, освоить навыки взаимодействия в коллективе, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.
Не только развить внимание, но и научиться удерживать его ребенку помогут различные задания типа: «Найди десять отличий между картинками», «Что здесь лишнее», «Посмотри на эти предметы, закрой глаза, а теперь открой их и скажи, что я отсюда убрал». Но имейте в виду, что слишком простые задания быстро станут скучными, а слишком сложные приведут к тому, что ребенок откажется играть.
Общая осведомленность – это показатель того, что малыш достаточно любознателен. В 3-5 лет все дети задают множество вопросов: «А что это?», «А откуда оно берется?», «А как оно устроено?». Но нам некогда, нам лень, мы устали – и вопросы остаются без ответа. А ведь наши ответы для ребенка – один из основных источников познания мира. Чем подробнее и доступнее вы будете отвечать на эти бесконечные вопросы, чем больше и внимательнее будете беседовать с малышом, тем лучше подготовите его к восприятию учебного материала. Если же вопросов мало, то это означает, что уровень любопытства малыша невысок. А это плохо: в школе такому ребенку будет трудно среди более осведомленных сверстников, ему будет сложнее понять новый материал, и постепенно он начнет отставать в развитии.
Очень непростой аспект подготовки ребенка к школе – это мотивационная готовность, то есть те мотивы, которые побуждают его принять новую жизнь как нечто желаемое. Мотивы эти зависят в первую очередь от того, как относятся к школе и к учебе родители. Одно дело – отдавать ребенка в школу потому, что «так надо» или для того, чтобы «не болтался без дела», и совсем другое дело – считать школу важнейшим элементом жизни малыша, а его успехи или не успехи – областью интересов всей семьи. Мотивы самого ребенка тоже могут быть разными: встречаться с приятелями, чтобы играть или получать пятерки, чтобы быть лучше всех и чтобы мама хвалила; любознательность и желание узнавать новое или страх наказания за не посещаемость. Иногда родители выставляют и такой мотив: «Чтобы была хорошая работа, когда вырастешь». Но – это мотив слишком отдаленный. В 6-7 лет дети слабо регулируют свое поведение, их захлестывает волна непосредственных желаний в данный конкретный момент. Работа – это еще очень нескоро, а уроки не хочется делать сейчас. Сейчас хочется гулять и играть. Если вы ждете, что ваш ребенок будет приносить домой только пятерки, и начнете стыдить его за четверки или тройки, если причиной ваших постоянных тревог будут именно оценки как таковые, то в его отношении к школе на первое место выйдут страх и ощущение непосильной ответственности за ваши несбывшиеся ожидания. Оценки в дневнике для него станут важнее реальных знаний, они подменят живой интерес к новому и желание искать ответы на разнообразные «детские вопросы».
Правильная мотивационная готовность ребенка к школе начинается с его веры в себя, с его стремления становиться умнее и вообще лучше во всем. И именно в этом направлении он должен ощущать любовь и поддержку родителей, это придаст ему уверенность в своих силах.
Наконец, очень важно развитие у ребенка так называемой мелкой моторики – тонких, хорошо координируемых движений кисти руки. Во-первых, это придает ему уверенность в себе, а во-вторых, есть такая прямая зависимость: чем точнее движения рук, тем лучше развиваются полушария головного мозга. Терпеливо учить ребенка делать точные движения карандашом при письме и рисовании непросто, поскольку это занятие обязательно должно быть увлекательным, а не становиться неприятной обязанностью. Попробуйте и здесь ввести элементы игры. Например, можно давать малышу дорисовывать ваш рисунок или обводить точечное изображение. Развить тонкую моторику помогают такие занятия, как лепка, собирание мозаики или «Лего», вязание крючком.
Если Ваш ребенок неплохо читает, считает и даже пишет? Само по себе это хорошо, особенно если он будет поступать в такую школу, где подобные требования предъявляются ко всем. В других же случаях нередко происходит следующее. Если ребенок уже умеет всё то, чему другие только учатся, то ему становится неинтересно, скучно, он отвлекается, становится невнимательным, а главное – не привыкает работать на уроке. В результате класс уходит вперед, к новым, незнакомым ему темам и заданиям, а ваш ребенок начинает отставать. К 3-4 классу он из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных». Этого не произойдет в том случае, если основой подготовки к школе станет правильная мотивация, о чем мы с вами уже говорили. Давно известно, что самые большие трудности и для детей, и для их родителей связаны именно с нежеланием учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Развитое любопытство, познавательный интерес к окружающему миру, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание: «хочу в школу», а также ваше спокойное, оптимистичное и радостное отношение к началу школьной жизни вашего ребенка, отсутствие завышенных требований к его будущим успехам и, как следствие, отсутствие страха у ребенка перед возможными неудачами – все это создаст хорошие предпосылки к вступлению маленького человека в этот важный для него этап.