Помните,
что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые
другие детские болезни.
Знайте, что причина острого протекания
кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и
возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты
обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
Ø Постарайтесь,
изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь
к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Ø Тон
приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а
убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия
его действий.
Ø Если
ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и
бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга:
отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите
твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Ø Как
можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Ø Уважение
к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии
позитивного оценивания. Использование схемы педагогами и родителями при оценке
деятельности и поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать
и контролировать свои действия и поступки.
Стратегия
позитивного оценивания ребенка:
ü Положительная
оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения
(«Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик» и т.д.).
ü Указания
на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но
сегодня зайчик у тебя не получился», «Но сейчас ты поступил неправильно, ты
толкнул Машу»). Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри
на этот рисунок, у зайчика головка меньше, чем туловище, а у тебя получилось
наоборот», «Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это
сделала не нарочно»).
ü Обсуждение
вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации
форм поведения.
ü Выражение
уверенности в том, что у него все получится («Зайчик выйдет красивым; «Он не
будет больше толкать девочек»).
ü Для
формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные
игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств
(например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью,
которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать
свое внимание).
Общие
рекомендации по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о
себе у детей дошкольного возраста:
·
Оптимизация родительско – детских
отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного
отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и
занятиях, уверенности и последовательности в воспитательных воздействиях со
стороны взрослых.
·
Оптимизация отношений ребенка со
сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с
другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить
причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
·
Расширение и обогащение индивидуального
опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей
для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для
проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
·
Развитие способности анализировать свои
переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно
оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его
действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы
их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он
справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.