Какую помощь могут оказать
родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
·
Не следует на ребенка смотреть как на
маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например,
собирать ему в школу портфель,
контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий.
Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что
без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна.
Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и
самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство
ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его
необходимо организовывать не "над", а "рядом".
·
Не предъявлять завышенные требования к
ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только
снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может
проявиться агрессия, срывы в поведении,
резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь
за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает
нервничать, теряет веру в свои силы.
·
Для того, чтобы сохранить
работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного
вреда его здоровью; внимательно
отнеситесь к организации его труда и отдыха.
·
Психологи и врачи утверждают, что
перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
·
Самооценка ребенка во многом зависит от
оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал
состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для
формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития
очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы
о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть
мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к
умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же
время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в
ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию
активного, комфортного состояния.
·
Нуждается ли ребенок с задержкой
психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не
болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают
специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная
несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в
результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование
врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки
органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него,
может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или
возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного
мозга.