Большинство младших
школьников любят читать, но сами выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы
взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка
следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики
(сказки, рассказы о природе, о детях, стихи, приключения,
научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуальные
интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они
должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произведения.
При чтении книг с рисунками можно попутно задавать ребёнку вопросы типа: «К
какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой
взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматривание иллюстраций
подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.
ПОМНИТЕ: только в читающей семье растут читающие дети!
Ребёнок должен видеть, что
жизнь его родителей немыслима без книг. Тогда они органично войдут и в его
жизнь. Хорошо, если в семье есть традиция семейного вечернего чтения вслух или
привычка чтения ребёнку перед сном.
После того как книга
прочитана, обязательно побеседуйте о ней с вашим ребёнком: «Понравилась книга
или нет? Почему?», «Что запомнилось, удивило, огорчило?», «Кто из героев
понравился? Почему?», «Чему учит эта книга?» Такая беседа поможет ребёнку лучше
понять содержание произведения, заставит его читать внимательно и вдумчиво, а
главное — создаст хорошее настроение от доверительного общения с вами.
Вот ещё несколько советов,
которые помогут вашим детям подружиться с книгой:
1. Приучайте
ребёнка к книге с малолетства. Яркая
книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за
чтением с родителями, должны запомниться малышу как самые счастливые. Но не пропустите
момента, когда книга должна перекочевать из ваших рук в руки малыша. Этот
переход обычно происходит в возрасте 7—8 лет.
2. Если
ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и
аудиодиски. Вначале ребёнок будет
только слушать, но потом посоветуйте ему внимательно следить за читаемым
текстом по книге.
3. Читайте
вслух! Сначала можно читать с
ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно
передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное
чтение и артистизм.
4. Просите
ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать
внимательнее, быть усидчивее.
5. Собирайте
домашнюю библиотеку!
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!
Чем больше читает ваш ребёнок,
тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.
Как сделать тренировку в технике чтения интересной и
увлекательной?
Ваш ребёнок уже читает слоги и короткие слова. Настаёт
очередь чтения текстов. Не торопитесь. Самое главное сейчас — вселить в
ребёнка веру в собственные силы. Поэтому используйте на данном этапе
разнообразные игры «в слова».
·
Игра «Слово в слове». Найди новое
слово в данном слове: ёжик, пожар, журавушка, столица, жеребёнок. Ответ:
ёж, жар, ура, стол, ребёнок.
·
Игра «Ремонт слов». «Отремонтируй»
слова, из которых сбежали буквы: звтрк, крндш, птц, цфр, мсц. Ответ: завтрак,
карандаш, птица, цифра, месяц.
·
Игра «Цепочка слов». Поменяй,
добавь или убавь в слове только одну букву, чтобы получилось новое слово: рак
— норка; сорт — палка. Ответ: рак — раки —
руки — реки — река — речка — ручка, кучка — кочка —
ночка — норка; сорт — сор — вор — вол
— волк — полк полка — палка.
·
Игра «Слова-загадки». Поставь
буквы слова в заданной последовательности и отгадаешь новое слово: рамка (3
5 1 4 2), ракета (361452), право (1543 2), масло (3154 2),
ямка (2 4 1 3). Ответ: марка, карета, повар, смола, маяк.
·
Игра «Добавь букву». Добавь в
начале или в конце слова букву, чтобы получилось новое слово: мех, дочка,
пар, метр, точка. Ответ: смех, удочка, парк, метро, уточка.
Такие игры помогут вашему ребёнку преодолеть
сложности чтения, а главное — не потерять интереса к самому процессу чтения.