Ребенок и его психологическая защита.



В ответ на негативные душевные переживания, на изменение климата в семье, в ответ на конфликты со сверстниками, в ответ на все, что угрожает стабильности детской психики, она выставляет свои защиты, называемые механизмы психологической защиты. Понятие это довольно распространено в психологии, психологи сплошь и рядом сталкиваются с ним, знают, как с этим работать. А формируются эти механизмы в раннем детстве. Младенец, едва родившись уже способен выставить пусть примитивную, но уже вполне определенную защиту в ответ на какую-то психологическую травму.
Защитный механизм – это способ скрыть или ослабить свою тревогу, неуверенность, страх. Обычно уже к 5 – 6 годам любой ребенок осваивает эту науку. Что мы наблюдаем при этом внешне? Например, вы замечаете, что ребенок вроде бы слушает, но не слышит вас, не реагирует на угрозу наказания, регулярно забывает дома учебник по нелюбимому предмету, постоянно выгораживает себя, придумывая нелепые истории, ломает любимые игрушки, закатывает истерики – проявления защитных механизмов на уровне поведения очень и очень разнообразны. Стоит добавить, что психологические механизмы защиты – всегда подсознательны, ребенок не осознает, что его реакции всего лишь защита от душевной боли, обиды, страха. Но мы на то и взрослые, чтобы осознанно реагировать на такое поведение наших малышей, попытаться как-то исправить ситуацию, дать малышу руку помощи. В любом случае – это сигнал для нас, взрослых. Какие же существуют механизмы психологической защиты?
Уход.
  Наиболее ранняя и самая распространенная у маленьких детей форма протеста, защиты против действительности. Если ситуация кажется малышу слишком трудной, он просто уходит от нее физически или мысленно.
Идентификация.
  Более «продвинутый», по сравнению с уходом вид защиты: ребенок перенимает, делает своими установки, правила, привычки более могущественных, чем он сам, значимых для него людей. Например, - родителей. Он старается быть как можно более похожим на них, а, значит, более привлекательным, сильным, признанным. Это помогает маленькому человеку ослабить тревогу, испытываемую из-за своей беспомощности в трудной ситуации.
Проекция.
  Очень распространенный вид психологической защиты, с которым сталкивается, наверное, каждый родитель. Ребенок приписывает свои собственные не одобряемые взрослыми мысли или поступки кому-то другому. В ход идут как вымышленные герои, так и вполне реальные люди или предметы. «Это сделала не я, а она», «Я – хороший, это Сережа плохой!» и т.д. Многие дети нарочно имеют в арсенале своей фантазии таких «козлов отпущения», привлекая их по мере необходимости, перекладывая на них свои детские «грехи», пытаясь, таким образом, сохранить свое Я в относительной безопасности.
Замещение.
  Подмена реального источника страха или гнева кем-то или чем-то другим. Этот вид защиты тоже проявляется достаточно рано и психологи связывают его с игрой ребенка, с ролью игрушек в его игре. Играя с куклой ил другой игрушкой, ребенок может «разрешить» ей все, что ему самому запрещают: игрушка может быть жестокой, злой, драчливой, может врать, высмеивать других, может уйти от родителей и жить в лесу и т. д. Так, в игре, ребенок стремится выровнять свое пошатнувшееся психическое равновесие, сохранить его. Очень часто этот вид защиты формируется, если в семье используют физическое или любое другое наказание для того, чтобы пресечь агрессию ребенка по отношению к другим детям, членам семьи или кому-то еще. А ребенку необходимо отреагировать свои негативные эмоции, вот он и переносит их в игру, на другие предметы, туда, где это не запрещено.
Изоляция.
  Это защитный механизм, при котором чувство, эмоция отделяется от ситуации. Включается этот вид защиты, если какие-то события очень сильно ранят именно на уровне эмоций, чувств и защититься от этой боли ребенок не в силах. Приведу конкретный пример. Представьте себе семью, которая на протяжении долгого времени находится на стадии развода, своеобразной «холодной войны». Очень распространенная ситуация. Любовь или даже просто теплые отношения между родителями по тем или иным причинам давно угасла, но они героически решают «потерпеть» друг друга, пытаться сохранить видимость семьи ради ребенка. И, сами того не желая, наносят неокрепшей психике еще больший вред. Холодность в отношениях от любящего ребенка скрыть невозможно, а отношения к ребенку, как бы взрослые не старались, теряют свою непринужденность, искренность. Ребенок чувствует фальшь, не знает, как себя вести ни с папой, ни с мамой, он напуган, не зная, чего от них ожидать, привычный мир стал для него пугающим и незнакомым. Он начинает бояться собственных чувств, проявлений своей любви и привязанности. В результате возникает изоляция, как защитный механизм. Ребенок отключается от травмирующего внешнего мира и погружается в свой собственный, относительно безопасный, становится все более отгороженным, отчужденным, закрытым. Повзрослев, такой ребенок с очень большой вероятностью, сохранит отчуждение и отгороженность от всякого, в ком заподозрит проявление хоть каких-нибудь чувств в свой адрес: так безопаснее и безболезненнее. Как ни парадоксально, но в ситуации конфликта между родителями, или, не дай бог, развода для детской психики гораздо безопаснее скандал или бурное объяснение, чем тихое, ледяное неприятие друг друга и ложь.
Регрессия.
  На травмирующую ситуацию ребенок возвращается к более ранним, не свойственным его возрасту формам поведения, как к способу справиться со стрессовой ситуацией. Например, восьмилетний мальчик начинает вдруг сосать большой палец при засыпании или кутаться в одеяло – и все это в ответ на конфликты с учительницей и собственный неуспех в школе. Или еще: достаточно распространенная ситуация, когда в ответ на появление в семье грудного братика или сестрички старший ребенок начинает просить соску, пытается пить из детской бутылочки или играть погремушками. Ребенок подсознательно полагает, что этим привлечет к себе внимание и «утраченную» любовь родителей, направленную теперь целиком на новорожденного. Часто регресс, как форма психологической защиты может проявить себя в виде ночного недержания мочи, появившегося, казалось бы, внезапно, а на самом деле в ответ на сильно травмирующую ситуацию в семье.
Реактивное образование.
  Форма психологической защиты, при котором на мысли, вызывающие тревогу, ребенок отвечает поведением, прямо противоположным желаемому. Например, если им хочется уцепиться за родителей, чтобы снять тревогу и страх, они, наоборот, отталкивают их и ведут себя преувеличенно независимо и самоуверенно. А на самом деле это не упрямство, как может показаться, а крик о помощи. Надо только уметь правильно понять поведение малыша.
Оппозиция.
  Очень интересный вид защиты, часто неправильно понимаемый взрослыми. Если ребенок чувствует, что теряет внимание со стороны взрослых, то он начинает активно протестовать против их норм и требований. Даже младенец, если не может удовлетворить свою потребность в удовольствии от поглощении материнского молока, становится агрессивным и требовательным: начинает кусать материнскую грудь, сосать замещающий ее объект, громко и требовательно кричать, привлекая к себе внимание. Ребенку крайне важно чувствовать, что никто и ничто не может нарушить отношений любви и привязанности к нему взрослых. Когда эта уверенность подрывается, на помощь детской психике приходит механизм оппозиции. Поведение ребенка резко меняется, он становится упрямым, нетерпимым, неуправляемым, взрослые не могут понять, что происходит, наказывают его. А на самом деле мы имеем дело с реакцией на недостаток тепла со стороны самых важных людей в жизни ребенка, он не просто просит, он требует вернуть ему любовь. Защита оппозиции отличается большим разнообразием и интенсивностью проявлений. Сюда относят взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительные действия, настоящую агрессию, общее двигательное возбуждение. Ребенок кричит, плачет, ломает любимые игрушки, падает на пол, бьется головой, стучит ногами и не может сам успокоиться, отталкивает от себя взрослых или, наоборот, вцепляется в них мертвой хваткой. Иногда реакции оппозиции накапливаются постепенно и находят свой выход в необъяснимых вспышках эмоций ребенка. Прежде чем наказывать малыша, необходимо проанализировать ситуацию вокруг него, возможно, вы имеете дело именно с реакцией защиты, а не с простыми капризами, особенно, если такое поведение было ребенку не свойственно раньше.
  Защитные механизмы проявляются у всех детей в большей или меньшей степени. Это нормальная работа детской психики, которая себя защищает. Как правило, дети используют несколько видов защитных механизмов. Очень редко бывает так, чтобы ребенок выбрал один вид и прибегал исключительно к нему. Для маленьких детей характерны более примитивные виды, например, уход. А вот для защиты с помощью отрицания или реактивного образования, нужно иметь более зрелую психику. Некоторые виды защит дети осваивают, наблюдая за поведением взрослых, но большинству реакций ребенок учится сам, на собственном опыте проверяя, какие из защит лучше помогают справиться с тревогой или страхом.