Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, которые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время прогулки. Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в частности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще.
Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами
занятия с ребёнком по развитию речи.
Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребёнку
нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по парку, он с помощью
ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая
осень и т. д.
Развитию речи также помогают и некоторые игры.
Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек.
Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по
одному предложению:
— У белочки рыжая шубка и пушистый
хвост.
— Она маленькая и юркая.
— Белка умеет быстро прыгать с одного
дерева на другое.
— Это животное обитает в лесу.
— Белочка любит грызть орешки.
Проигрывает тот, кто не придумает следующее предложение.
В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать
задание всем — нарисовать это животное.
Игра в слова. Участники по очереди называют слова, начинающиеся
с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на
определённую тему, например на фруктовую: груша — абрикос — слива
— айва — апельсин — нектарин...
Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим
при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой
оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю
буквы, а общее их количество заменяется чёрточками. Например, слово клён будет
выглядеть так: к - - н. Другой называет буквы, стараясь угадать пропущенные.
Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается
в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово угадано, а также в
том случае, если составлено слово балда.
Обязательным
условием развития речи школьника является
чтение художественной литературы. Если ребёнок читает
ещё плохо, читайте ему сами, контролируя, чтобы он водил пальцем по строчкам,
следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непонятные
слова и выражения, объясняйте их смысл.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Чем больше ребёнок
читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.