Как развивать речь младшего школьника?





Учитель сказал, что у вашего ребёнка бедная речь. Это значит, он не знает низкочастотных слов, то есть слов, ко­торые употребляются нечасто. Незнание многих слов или их смысла приводит к тому, что ребёнок не может не только красиво, но и понятно изложить свои мысли. Иногда даже родители не в состоянии понять своего малыша, когда тот пытается пересказать только что просмотренный фильм или поведать о том, что с ним приключилось во время про­гулки. Бедность речи может стать причиной неудовлетворительных отметок за пересказы, изложения, сочинения, а также негативного отношения ребёнка к чтению в част­ности (ведь, читая, ученик не понимает значения большей части слов, а значит, и смысла произведения в целом) и к учёбе вообще.
Не оставляйте решение этой проблемы учителю. Начните сами занятия с ребёнком по развитию речи.
Чтобы узнать и запомнить низкочастотные слова, ребён­ку нужно лишь повседневное общение с вами. Например, гуляя по парку, он с помощью ваших объяснений быстро поймёт, что такое крона дерева, ясное небо, золотая осень и т. д.
Развитию речи также помогают и некоторые игры.
Игра «Целое животное». Можно играть в компании 3—4 человек. Ведущий даёт задание: например, описать белочку. Все дети говорят по очереди по одному предло­жению:
—    У белочки рыжая шубка и пушистый хвост.
—    Она маленькая и юркая.
—    Белка умеет быстро прыгать с одного дерева на дру­гое.
—    Это животное обитает в лесу.
—    Белочка любит грызть орешки.
Проигрывает тот, кто не придумает следующее пред­ложение. В конце игры можно предложить одному из её участников описать белку или дать задание всем — нари­совать это животное.
Игра в слова. Участники по очереди называют слова, на­чинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Можно играть, называя слова на определённую тему, например на фруктовую: груша абрикос слива айва апель­син нектарин...
Игра «Балда» чрезвычайно полезна ученикам, пропуска­ющим при письме в слове буквы. Один участник загадывает слово, указывая, из какой оно области (транспорт, цветы, деревья), и обозначая его первую и последнюю буквы, а об­щее их количество заменяется чёрточками. Например, сло­во клён будет выглядеть так: к - - н. Другой называет бук­вы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встаёт на своё место, а неверно названная — превращается в буквы слова балда. Игра прекращается, когда слово уга­дано, а также в том случае, если составлено слово балда.
Обязательным условием развития речи школьника является чтение художественной литературы. Если ребёнок читает ещё плохо, читайте ему сами, контроли­руя, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. При этом обращайте внимание на трудные, непо­нятные слова и выражения, объясняйте их смысл.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!  Чем больше ребёнок читает, тем богаче его словарный запас, тем более развита его речь.