Очень важна психологическая
поддержка выпускнику, если у него на экзамене не тот результат, на который
рассчитывал, или не поступил в ВУЗ. В ситуации неуспеха выпускник остро
испытывает чувства разочарования, обиды, вины за неоправданные надежды
родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника
обязаны родители. Необходимо вместе с ним продумать возможные способы выхода из
создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь
ребенку возникшую ситуацию.
Умение сконцентрироваться на
положительном поможет успокоиться и найти правильное
решение, снизить субъективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций,
лучше попробовать снизить значимость проблемы, например, сказав: «Это для меня
на так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего
страшного не произошло! Все можно исправить!»
Бывает так, что, испугавшись
процедуры экзаменов и заранее уверовав в свою минимальную успешность в любой
ситуации проверки знаний, ребята вообще прекращают образование и тем самым
перекрывают возможности для самореализации и получения хорошей работы.
С введением в наших школах
ЕГЭ тревожное состояние выпускников и родителей усилилось как неизбежное
следствие всего нового, неизведанного. Педагогическая практика и первый опыт
проведения ЕГЭ показали, что проблему можно избежать или хотя бы свести ее к
минимуму, если и взрослые, и выпускники будут всесторонне подготовлены к
выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать способы
реагирования на возможные ситуации.
Так как же помочь детям в
стрессовых ситуациях экзаменов?
Во-первых, для того чтобы не терять
головы, не нужно ставить перед детьми сверхзадач. Начинать подготовку к
экзаменам надо заранее, понемногу, по частям.
Во-вторых, родители должны следить за
соблюдением режима дня.
Сон – не менее 8 часов; если у
ребенка есть желание и потребность, то пусть поспит и после обеда.
В период экзаменов дети
часто недосыпают, занимаются вечером или ночью, поддерживая себя крепким чаем
или кофе. Это делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны,
истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи
трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять
время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или
окне. Это обеспечить полноценный отдых и восстановит работоспособность.
Прогулки на свежем воздухе,
занятия спортом, дискотека – 8 часов.
Подготовка к экзаменам – 8 часов в день. Лучшее
время, когда внимание и память находятся на «высоте» - с 10 до 12 и с 16 до 18
часов.
Умственные занятия дети должны
чередовать с физическими упражнениями и отдыхом. Каждый час нужно делать 10-15
минутные перерывы на активный отдых: встать, походить, сделать несколько
упражнений, несложную работу по дому. После 2,5-3 часов работы можно сделать
более продолжительный перерыв (30 минут) для приема пищи, после чего
позаниматься еще часа три.
Не следует забывать о
нагрузке на глаза, так как в период подготовки к экзаменам оно увеличивается.
Если устали глаза, значит, устал и весь организм. Снять их усталость помогут
простые упражнения:
- посмотреть попеременно
вверх-вниз, влево-вправо (15-20 сек);
- попеременно фиксировать
взгляд на уделенном предмете, потом на листе бумаги перед собой (по 20 сек);
- «рисовать» глазами различные
фигуры сначала по часовой стрелке, потом обратно.
В период подготовки
желательно избегать просмотра видеофильмов, телепередач, игры в шахматы, чтения
художественной литературы, так как они увеличивают и без того большую
умственную нагрузку.
В-третьих, для сохранения сил и
повышения работоспособности огромное значение в период подготовки к экзаменам
имеет организация полноценного питания. Оно должно быть 3-4 разовым, калорийным
и богатым витаминами. Для продуктивной работы мозгу необходимы разнообразные
продукты.
·
Снять утомление при тяжелой умственной работе, укрепить нервную систему
помогут грецкие орехи.
·
Улучшают мыслительную деятельность калий и кальций, которые
содержатся в кураге, изюме, йогурте, твороге.
·
Активизирует обмен веществ в мозге, улучшает и обостряет память,
облегчает запоминание обыкновенная морковь.
·
Антистрессовое действие оказывают шоколад и клубника.
·
Способствует концентрации внимания, вселяет бодрость и уверенность в
себе банан.
·
Способность к концентрации внимания усиливает обычный репчатый лук. По
мнению немецких ученых, половинка луковицы в день в период нервного напряжения
просто необходима.
·
Снять нервозность за счет снижения активности щитовидной железы поможет
капуста. Чтобы прошел «мандраж», нужно съесть перед
экзаменом салат из капусты.
·
Освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы
витамина С лимон.
Нельзя давать школьникам
накануне экзаменов седативные препараты.
Волнение у школьников бьет через край?
Ни в коем случае не нужно давать седативные препараты (элениум, тазепам и др.).
«Успокаиваться» надо заранее: за 1-2
недели до экзаменов полезно попоить ребенка настойкой из трав – пустырника,
валерианы, боярышника, пиона или отварами из них. Настойки принимают от 20
капель до чайной ложки, отвары – по 1/3 стакана 2-3 раза в день после еды.
Накануне же или перед самым экзаменом
ничем успокаивающим поить не стоит6 можно
спровоцировать сонливость, рассеянность, заторможенность, а на экзамен нужно
прийти собранным и активным.
В период подготовки к экзаменам каждое
утро давайте ребенку по 1-2 драже аскорбиновой кислоты – за свойство вызывать
прилив сил и улучшать умственную работоспособность ее по праву называют
витамином бодрости.
Советы
родителям выпускников.
·
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые
ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте
мысль, что количество баллов не является
совершенным измерением его возможностей.
·
Не повышайте тревожность ребенка накануне
экзамена. Если взрослые способны справиться со своими эмоциями, то ребенок, в
силу возрастных особенностей, может эмоционально «сорваться».
·
Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в
себе, так как чем больше они боятся неудачи, тем больше вероятности наделать
ошибок.
·
Наблюдайте за самочувствием детей, контролируйте
режим их полготовки, не допускайте перегрузок.
·
Обеспечьте удобное место для занятий.
·
Обратите внимание на правильность питания.
·
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к
экзаменам, подготовьте различные варианты тестовых заданий.
·
Во время тренировки по тестовым заданиям
приучайте ребенка к ориентации во времени и умению его распределять.
·
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный
отдых. Лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и
хорошо выспаться, чтобы на экзамен прийти с ясной головой и хорошей памятью.