Обязательно используйте четкий распорядок дня и проследите за его
выполнением, давайте возможность ребенку в насыщенном дне, где его активность
будет использоваться в нужном деле, например, посещать кружки, секции (футбол,
волейбол, баскетбол, бассейн , рисование и т.д.).
1. Не используйте нравоучения. Не
подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно
и уступить.
3.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте
все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение,
вносящее поправки в услышанное.
4.
Старайтесь настолько укрепить доверие ребенка, чтобы он делился с вами своими
неприятностями.
5.
Не ставьте на ребенке крест.
6.
Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7.
Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8.
Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым
совпадают.
9.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на
равных.
10. Умейте
смотреть на вещи глазами ребенка.
Ситуация 1: Ребенок шумит,
встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на
негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.
Ответ: Цель:
привлечь к себе внимание.
Рекомендации:
1.
Игнорировать.
2.
Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.
3.
Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?
4.
Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры,
прогулки.
Ситуация 2: Ребенок
отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою
власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.
Ответ: упрямится
или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими
Рекомендации:
Избегать борьбы за власть, уменьшить
свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и
давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.
Ситуация 3: Ребенок вредит
или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым,
выражают свой гнев и обиду.
Ответ: Чувствует
себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить,
отомстить, взять реванш.
Рекомендации:
Не показывать свой гнев и обиду,
выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные
отношения.
Ситуация 4: Ребенок не
способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые
соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.
Ответ: ребенок остается беспомощным. Цель: продемонстрировать
свою неспособность и неадекватность.
Рекомендации:
Поверить в способности и возможности
ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень
задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя
критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже
самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных
провалов.
Дети учатся
жить у жизни:
1. Если ребенка
постоянно критикуют – он учится
ненавидеть.
2. Если ребенок
живет во вражде, он учится -
быть агрессивным.
3. Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
4. Если ребенок
растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
5. Если ребенок
растет в терпимости – он учится
понимать других.
6. Если ребенок
растет в честности – он учится
быть справедливым.
7. Если ребенок
растет в безопасности – он учится
верить в людей.
8. Если ребенка
поддерживают – он учится ценить себя.
9. Если ребенок
живет в понимании и дружелюбии
– он учится находить
любовь в этом мире.
10. Если ребенка хвалят – он учится быть
благородным.