Механическая память.
В зависимости от приемов заучивания
различают механическую и логическую (или смысловую) память.
Характерной особенностью механической
памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в
которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях
преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного
в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели,
слышали или произносили. Если это будут физические упражнения, запоминаются
сами движения и именно в той их последовательности и форме, в которой мы их
зрительно или мышечно- двигательно воспринимали. При этом смысловое содержание
материала в процессе заучивания хотя полностью и не теряет своего значения, но
как бы отходит на второй план.
В отдельных случаях такой способ заучивания
имеет известное положительное значение. Например, при заучивании слов
какого-нибудь иностранного языка надо точно запомнить, как эти слова пишутся и
произносятся, а это невозможно сделать, если не сосредоточить внимания на
запоминании их в точных зрительных и слуховых образах. Механическая память
нужна при запоминании трудных терминов, которые без ее участия обыкновенно
воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями. Применяется
механическая память и при усвоении
несложных физических упражнений.
Успех заучивания при пользовании
механической памятью основывается на закреплении отдельных связей между частями
заучиваемого материала по принципу ассоциаций по смежности.
Заучить учебный материал в его внешней
форме (его звучание, его зрительно или двигательно воспринимаемую форму и т.
д.) и надолго удержать его в памяти можно при наличии большой пластичности
нервной системы. Благодаря этому уже после одного или нескольких повторений
образуются и закрепляются требуемые прочные связи; чаще всего это можно
наблюдать у лиц, обладающих выдающейся механической памятью. Заучить учебный
материал можно также путем многократного повторения изучаемого материала,
благодаря чему укрепляются слабые вначале нервные связи и проторяются
необходимые пути между отдельными участками коры больших полушарий головного
мозга, играющими роль в запоминании данного изучаемого материала.
Многократное повторение заучиваемого
материала (в форме повторного прочтения, просмотра или повторения движений)
является основным приемом механического заучивания. Эти повторения, однако,
имеют при механической памяти примитивную форму: они состоят в абсолютно точном
и неизменном воспроизведении заучиваемого материала в образах первой сигнальной
системы и помогают закреплению соответствующих нервных связей в результате
суммарного действия этих повторений.
Учебный материал, заученный механически,
воспроизводится по памяти в тех самых словах и движениях, которые имели место
при заучивании. Если при заучивании были какие-либо ошибки в расстановке слов
или в их произношении, они будут воспроизведены и при ответе.
Механически
заученное физическое упражнение будет и воспроизводиться в той же форме, в
какой оно выполнялось при заучивании. Если при этом будут несколько изменены
условия, при которых выполняется упражнение (другая расстановка снарядов,
выполнение движения не в зале, а на площадке и т. д.), ученик, механически
заучивший упражнение, с трудом приспосабливается к этим измененным условиям, и
упражнение у него не удается.
Логическая память.
В
зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или
смысловую) память.
Логическая
память направлена
на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.
Логическая память предполагает
предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому
запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части,
среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой
связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть
подлежащего запоминанию материала.
Результаты этой мыслительной работы
оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в
сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто
бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала),
сколько его смысл.
Логическое запоминание внимания обращено на смысл учебного
материала, а не на его внешнюю форму, при воспоминании этот материал
воспроизводится в иной, а не точно в той форме, в которой он предъявлялся при
заучивании.
Логическая память не может опираться только
на анализ материала, его понимание и оформление этого понимания в тех или
других словах; она нуждается в повторении заучиваемого материала. Повторения
являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как
без них полученные знания не закрепляются в памяти. Однако при логической
памяти повторения носят иной характер, чем при механической. При механической
памяти повторения направлены на закрепление одних и тех же связей без
каких-либо изменений, поэтому в каждом повторении совершенно точно воспроизводится
один и тот же материал (одни и те же и в той же последовательности слова
стихотворения или одни и те же элементы движений, например при упражнениях с
булавами); в противном случае механическая память не достигает своей цели.
При логическом же запоминании повторяется
смысл изучаемого материала, который в каждом отдельном случае воспроизведения
может быть выражен в иных словах и разъяснен на иных примерах.
Логическая память продуктивнее
механической. Это объясняется тем, что она опирается на более многочисленные и
многообразные связи. Логически заученный материал часто сохраняется в памяти во
много раз лучше, чем аналогичный материал, закрепленный только с помощью
механической памяти. Заученное с помощью логической памяти сохраняется иногда
на всю жизнь, тогда как механически заученное быстро забывается, если только не
применяется подкрепление образовавшихся первичных связей в виде систематических
повторений.
В организации учебной работы необходимо
отделять изучение материала от его заучивания, понимание — от запоминания.
Учащиеся, жалующиеся на плохую память и на то, что они быстро забывают
изученный материал, в действительности часто не дают себе труда этот материал
заучить и запомнить. Они ограничивают свою работу только изучением и прекращают
ее, когда убеждаются, что материал ими понят.
Быстроте заучивания способствует как
сосредоточенность внимания именно на процессе заучивания, так и отсутствие
всяких отвлекающих моментов, мешающих такой сосредоточенности внимания.
Все сказанное имеет значение и при
запоминании физических упражнений. Необходимо сперва понять изучаемое
упражнение, выяснить себе его особенности и характерные черты, отделить в нем
основное от второстепенного, понять взаимоотношение частей и те законы, которым
это упражнение подчиняется, и только после этого в специально отведенное время
провести работу по заучиванию этого упражнения, руководствуясь рассмотренными
выше правилами организации процесса заучивания.