Рассмотрим,
что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если
ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность
(ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе
предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля
поведения и самоконтроля учебной деятельности.
Отсутствие
или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь
ребенка в настоящие проблемы — ему сложно соответствовать требованиям режима и
переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть
сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется,
стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной
жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый
режим.
Развитие
самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу,
действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий,
находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого
ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним
результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.
Развитие
самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в
домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее
задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать
дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.
Мама
успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся,
злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи.
Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с
задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему
поддержку в осмыслении происходящего.
Родители и
учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий,
страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее
желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность
за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка
«задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.
Важно
помнить!
• Формирование
у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно
предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата,
брать на себя ответственность за достижение цели.
• Самое
сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его
инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему
определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и
самоконтроля.
• Уделите внимание выработке у
ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо
огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать
ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.