1.Правила
общения.
Если будущий первоклассник готов к
тому, чтобы выслушать и понять речь
сверстника и при этом сам достаточно
ясно излагает свои мысли, то можно
считать, что он владеет одной из форм
общения, необходимой школьнику. Связная
речь помогает старшим дошкольникам
быстрее понять друг друга, вступать во
взаимодействие, обращаться друг к другу
по разным поводам. Речь, обращенная к
сверстнику, является более развернутой,
понятной, логически богатой (Е.О.
Смирнова). Именно в общении с ровесниками
в словаре ребенка появляются наречия
образа действия (круто,
здорово, классно), разнообразные
глагольные формы (давай,
начинай),
личные местоимения (я,
мы, вы, ты) и
др. Наиболее значимые среди правил
общения: умение смотреть в глаза
собеседнику, непосредственно обращать
к нему свою речь, внимательно слушать,
не перебивая; использовать разнообразные
вербальные и невербальные средства
(мимику, жесты в культурной манере), ясно
и отчетливо выражать свои мысли,
обращаться в доброжелательной и вежливой
форме.
2.
Правила организованного поведения.
Не менее важным является формирование
представлений и навыков организованного
поведения с правильной мотивацией
правил. Например, воспитатель мотивирует
правило соблюдения тишины и порядка на
занятии: «Если в группе будет шумно, то
вы не услышите главного. Как же тогда
вы выполните задание?». В подобных
случаях дети становятся требовательными
друг к другу и к себе. Педагог должен
стремиться, чтобы его воспитанники
были сосредоточенны и внимательны,
сдержанны и тактичны по отношению
друг к другу. К концу учебного года
характер обращений к детям целесообразно
изменить. Воспитатель выражает
уверенность в том, что дети хорошо
знают правила поведения и умеют их
выполнять самостоятельно, без напоминаний:
«Будущие школьники знают, как надо
заниматься. Не забывают о том, что
они уже умеют не мешать друг другу на
занятии, внимательно слушать
воспитателя». Обращает внимание также
на такие необходимые в ходе школьного
обучения правила, как умение поднимать
руку, во время объяснения учителя
ничего не трогать на столе, не отвлекаться
самому и не мешать товарищу, научиться
слушать друг друга, участвовать в общей
беседе, дорожить своим временем и
временем другого и т.д.
3. Правила нравственного
поведения.
К их числу относятся такие, как знание
ребенком того, что он является гражданином
России, умение гордиться принадлежностью
к своей Родине, активно пользоваться
своими правами и добросовестно
выполнять обязанности. Хорошо усвоенные
старшим дошкольником знания о моральных
нормах выражаются в правильном
поведении в семье, на улице, в детском
саду, в школе, в общественных местах.
Мотивация выполнения этих правил
исходит из чувства коллективной
принадлежности, ответственности перед
сверстниками и взрослыми, в некоторых
случаях из дружеских привязанностей.
Добиваясь осознанного
отношения детей ко всем трем группам
правил, необходимо раскрыть их
нравственно-социальный смысл. Образность
и краткость являются эффективными
путями воздействия на сознание
ребенка, здесь целесообразно использовать
пословицы, поговорки, афоризмы. Так,
например, название сказки «Не плюй в
колодец, пригодится водицы напиться»
(в обработке К.Д. Ушинского) само по себе
уже является пословицей. Познакомив
с ней детей, можно достичь определенного
эффекта в понимании шестилетками
нравственного смысла важного жизненного
правила. Замечательная басня — рассказ
К.Д. Ушинского «Не ладно скроен, да
крепко сшит» отличается глубоким
поучительным смыслом. «Маленький,
гладенький зайчик сказал ежу: «Какое у
тебя, братец, некрасивое, колючее платье».
«Правда, — отвечает еж. — Но мои колючки
спасают меня от зубов собаки и волка.
Служит ли тебе так же твоя хорошенькая
шкурка?» Зайчик вместо ответа только
вздохнул».