Рекомендации по формированию определённых правил поведения.


1.Правила общения. Если будущий первоклассник готов к тому, чтобы выслушать и понять речь сверстника и при этом сам достаточно ясно излагает свои мысли, то можно считать, что он владеет одной из форм общения, необходимой школьнику. Связная речь помогает старшим дошкольникам быстрее понять друг друга, вступать во взаимодействие, обращаться друг к другу по разным поводам. Речь, обращенная к сверстнику, является более развернутой, поня­тной, логически богатой (Е.О. Смирнова). Именно в общении с ровесниками в словаре ребенка появляются наречия образа действия (круто, здорово, классно), разнообразные глагольные формы (давай, начинай), личные местоимения (я, мы, вы, ты) и др. Наиболее значимые среди правил общения: умение смотреть в глаза собеседнику, непосредственно обращать к нему свою речь, внимательно слушать, не перебивая; использовать разнообразные вербальные и невербальные средства (мимику, жесты в культурной манере), ясно и отчетливо выражать свои мысли, обращаться в доброжелательной и вежливой форме.
2. Правила организованного поведения. Не менее важным является формирование представлений и навыков организованного поведения с правильной мотивацией правил. Например, воспитатель мотивирует правило соблюдения тишины и порядка на занятии: «Если в группе будет шумно, то вы не услышите главно­го. Как же тогда вы выполните задание?». В подобных случаях дети становятся тре­бовательными друг к другу и к себе. Педа­гог должен стремиться, чтобы его воспи­танники были сосредоточенны и внима­тельны, сдержанны и тактичны по отноше­нию друг к другу. К концу учебного года характер обращений к детям целесообраз­но изменить. Воспитатель выражает уве­ренность в том, что дети хорошо знают правила поведения и умеют их выполнять самостоятельно, без напоминаний: «Буду­щие школьники знают, как надо занимать­ся. Не забывают о том, что они уже умеют не мешать друг другу на занятии, внима­тельно слушать воспитателя». Обращает внимание также на такие необходимые в ходе школьного обучения правила, как умение поднимать руку, во время объясне­ния учителя ничего не трогать на столе, не отвлекаться самому и не мешать товарищу, научиться слушать друг друга, участвовать в общей беседе, дорожить своим временем и временем другого и т.д.
3. Правила нравственного по­ведения. К их числу относятся такие, как знание ребенком того, что он является гражданином России, умение гордиться принадлежностью к своей Родине, активно пользоваться своими правами и добросове­стно выполнять обязанности. Хорошо усво­енные старшим дошкольником знания о моральных нормах выражаются в правиль­ном поведении в семье, на улице, в детском саду, в школе, в общественных местах. Мо­тивация выполнения этих правил исходит из чувства коллективной принадлежности, ответственности перед сверстниками и взрослыми, в некоторых случаях из друже­ских привязанностей.
Добиваясь осознанного отношения де­тей ко всем трем группам правил, необходи­мо раскрыть их нравственно-социальный смысл. Образность и краткость являются эффективными путями воздействия на со­знание ребенка, здесь целесообразно ис­пользовать пословицы, поговорки, афориз­мы. Так, например, название сказки «Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться» (в обработке К.Д. Ушинского) само по себе уже является пословицей. Познако­мив с ней детей, можно достичь определен­ного эффекта в понимании шестилетками нравственного смысла важного жизненного правила. Замечательная басня — рассказ К.Д. Ушинского «Не ладно скроен, да креп­ко сшит» отличается глубоким поучитель­ным смыслом. «Маленький, гладенький зайчик сказал ежу: «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье». «Правда, — отвечает еж. — Но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли те­бе так же твоя хорошенькая шкурка?» Зай­чик вместо ответа только вздохнул».