«Карта интересов» состоит из 120 вопросов, на каждую
профессиональную область приходится по 6 вопросов.
Анкетирование проводится
групповым методом. Испытуемым предлагается оценить привлекательность, наличие
интереса к различным действиям и рабочим операциям, которые наиболее характерны
для различных профессиональных областей.
Обработка результатов:
1. Подсчитывается
количества положительных выборов по каждой из 15 профессий. 1- математик. 2 – химик; 3 – биолог. 4 – геолог, географ. 5 –
техническое моделирование; 6 – электро-
и радиотехник. 7 – журналист; 8 –
юрист; 9 – историк; 10 – учитель (воспитатель); 11 – врач;
12 – продавец; 13 – военное дело;
14 – музыкант; 15 – художник.
Столбцы,
получившее максимальное количество плюсов, указывают на наиболее предпочитаемые
профессиональные области; при оценке направленности интересов испытуемого они
учитываются как вызывающие наибольший интерес (Результаты по классам см. в разделе «Обсуждение результатов»).
2. Эти 15 профессий
распределяются по 6 типам:
·
Информация: математик, юрист, журналист
·
Техника: техническое конструирование; электро- и
радиотехник
·
Живая природа: биолог, врач.
·
Человек: учитель, историк, продавец, военное
дело.
·
Неживая природа: химик, геолог, географ.
·
Художественная область – музыкант, художник.
3.
Подсчитывается количество учащихся, выбравших предпочитаемы профессии,
относящиеся к одному, двум, трем и более типам (Результаты по классам см. в разделе «Обсуждение результатов»).
Испытуемым предъявляется
инструкция: «У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на
интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем
перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос,
постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы не раз убеждались, что
очень любите или вам нравиться то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в
главе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте плюс; если не
нравиться (не любите) – минус.
Отвечайте на каждый
пункт, не пропуская ни одного. Если у вас возникают вопросы, спрашивайте сразу
же.
Любите ли вы (нравиться ли
вам, хотели бы вы)...
1. Решать математические
задачи и проводить сложные математические расчеты.
2. Готовить растворы,
смешивать реактивы
3. Изучать особенности
физиологических процессов в разных организмах
4. Собирать коллекции
минералов.
5. Делать, склевать модели
самолетов, планеров, кораблей.
6. Выполнять работу, применяя
измерительные и испытательные приборы
7. Читать произведения
классической и мировой литературы.
8. Читать книги о работе
милиции, борьбе с правонарушителями.
9. Знакомиться с историей
искусства нашей родины.
10. Читать книги о
воспитании детей и молодежи, работе учителей.
11.Читать книги о работе
врачей, медицинские журналы.
12. Заботиться об уюте в
помещении.
13. Читать военную
литературу.
14. Слушать оперную и
симфоническую музыку.
15. Читать книги о
художниках.
16. Уроки математики.
17. Решать задачи по химии.
18. Изучать анатомическую
структуру растений и животных.
19. Читать о различных
странах, об их экономике и государственном устройстве.
20. Читать технические
журналы.
21. Читать статьи и
научно-популярные журналы о достижениях в области радиотехники.
22. Анализировать.
Сравнивать и оценивать литературные произведения.
23. Знакомиться с разными
распоряжениями, законами, уставами.
24. Изучать историю города
или района, в котором вы живете.
25.Помогать товарищам,
отставшим в учебе, объяснять трудные вопросы.
26. Уроки анатомии и
физиологии человека.
27. Составлять и вести
картотеки.
28. Знакомиться с военной
техникой.
29. Слушать современную
популярную музыку.
30. Посещать музеи,
художественные выставки.
31. Заниматься в
математическом кружке.
32. Уроки химии.
33. Читать книги о растениях
и животных.
34. Ездить в экспедиции с
геологами.
35. Знакомиться с
современными достижениями техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи,
посещать технические выставки).
36. Заниматься в
радиотехническом кружке.
37. Читать
литературно-критические и публикационные статьи.
38. Изучать политический
строй и социальные изменения в других странах.
39. Читать книги на
исторические темы.
40. Выполнять работу
вожатого в младших классах.
41. Знакомиться с
достижениями в области медицины.
42. Организовывать питание в
походах
43. Уроки физкультуры.
44. Учиться в музыкальной
школе
45. Заниматься в
художественном кружке.
46. Решать задачи по
алгебре.
47. Проводить опыты по
химии.
48. Уроки ботаники,
зоологии, анатомии.
49.Узнавать об открытиях
новых месторождений и полезных ископаемых.
50. Разбираться в
технических чертежах и схемах.
51. Ремонтировать бытовые
электроприборы.
52. Пытаться писать
рассказы, стихи.
53. Проводить
политинформацию в классе.
54. Смотреть фильмы об исторических
событиях в разных странах.
55. Готовить доклады,
сообщения и выступать с ними перед младшими школьниками.
56. Заботиться о больных,
оказывать им помощь.
57. Помочь товарищу выбрать
в магазине одежду, которая ему больше подходит.
58. Участвовать в военных
играх, походах.
59. Петь в хоре, выступать
на сцене.
60. Оформлять стенгазеты,
стенды, выставки, монтажи.
61. Решать задачи по
геометрии.
62. Самостоятельно написать
формулы химических реакций.
63. Изучать под микроскопом
живые ткани, наблюдать поведение мельчайших организмов.
64. Уроки географии.
65. Собирать и ремонтировать
различные механизмы (велосипед).
66. Собирать и ремонтировать
радиоаппаратуру.
67. Изучать происхождение
слов и выражений.
68. Выступать с докладами,
сообщениями перед большой аудиторией.
69. Знакомиться с древней
культурой по раскопкам археологов.
70. Работать вожатым в
младших классах.
71. Делать перевязки,
оказывать первую помощь при травмах.
72. Оказывать людям разные
бытовые услуги.
73. Заниматься в спортивной
секции.
74. Играть на музыкальных
инструментах.
75. Рисовать карандашом,
красками, фломастерами.
76. Читать научно-популярную
литературу о математических открытиях и известных математиках.
77. Участвовать в олимпиадах
по химии.
78. Ухаживать за растениями
или животными, наблюдать за их ростом и развитием.
79. Совершать длительные и
трудные походы, во время которых приходиться напряженно работать по заданной
программе.
80. Уроки труда.
81. Разбираться в сложных
радиосхемах.
82. Работать со словарями,
литературными источниками, библиографическими справочниками.
83. Читать в газетах и
смотреть по телевизору политические новости.
84. Знакомиться с законами
исторического развития человечества.
85. Проводить время с
малышами, рассказывать и читать книги.
86. Проявлять чуткость и
заботу по отношению к людям.
87. Проявлять такт,
выдержку, самообладание в общении с людьми.
88. Изучать историю
выдающихся исторических сражений и судьбы блестящих полководцев.
89. Смотреть театральные
постановки по телевизору.
90. Знакомиться с картинами,
скульптурными памятниками и другими произведениями искусства.
91. Участвовать в олимпиадах
по математике.
92. Узнавать о новых
достижениях в области химии (из журналов).
93. Участвовать в работе
биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.
94. Составлять
географические и геологические карты.
95. Научиться водить машину и самостоятельно
ремонтировать.
96. Уроки физики.
97. Писать сочинения на
свободную тему.
98. Вести дискуссии на
политические темы.
99. Сравнивать обычаи и
нравы различных народов, знакомиться с историей культуры.
100. Анализировать свои
поступки, поведение в общении с людьми.
101. Читать медицинские справочники, словари.
102. Работать над улучшением условий труда и
совершенствованием оборудования.
103. Заниматься каким-либо
видом спорта, участвовать в спортивных соревнованиях.
104. Участвовать в вечерах
школьной самодеятельности.
105. Выпиливать, выжигать,
резать по дереву.
106. Работу, требующую
знаний математических формул и правил.
107. Выполнять работу, требующую
знаний принципов и законов химии.
108. Работу на открытом
воздухе, требующую физической нагрузки.
109. Длительно работать в
полевых условиях.
110. Выполнять сложные
технические работы, требующие огромной точности.
111. Выполнять работу в
закрытом помещении, требующую физической нагрузки.
112. Работу, требующую
анализа, обдумывания, умения выражать свои мысли.
113. Работу, требующую
беспристрастного отношения к людям, понимания их психологии.
114. Работать с книгами,
сравнивая и анализируя изученное.
115. Работу, требующую
значительно такта, выдержки, самообладания.
116. Работу, требующей
большой любви к людям, должного к ним отношения
117. Постоянно работать с
людьми, не испытывая утомления.
118. Работу, требующую
дисциплинированности, решительности и выносливости.
119. Работу, требующей
постоянной подготовки, повторных упражнений.
120. Видеть в обыденном
прекрасное и стремиться передать это людям.