Психологгия и выбор профессии Программа предпрофильной подготовки. Резапкина Г.В.
План занятий по программе
“Психология и выбор профессии”
I четверть. Что я знаю о своих возможностях
Урок 1. Самооценка и уровень притязаний.
Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных
эмоций.
Урок 4. Стресс и тревожность.
Урок 5. Определение типа мышления.
Урок 6. Внимание и память.
Урок 7. Уровень внутренней свободы.
Урок 8. Обобщающий.
II четверть. Что я знаю о профессиях
Урок 9. Классификации профессий. Признаки профессии.
Урок 10. Определение типа будущей профессии.
Урок 11. Профессия, специальность, должность. Формула про&
фессии.
Урок 12. Интересы и склонности в выборе профессии.
Урок 13. Определение профессионального типа личности.
Урок 14. Профессионально важные качества.
Урок 15. Профессия и здоровье.
Урок 16. Обобщающий.
III четверть. Способности и профессиональная пригодность
Урок 17. Способности общие и специальные. Способности
к практическим видам деятельности
Урок 18. Способности к интеллектуальным видам деятельности
Урок 19. Способности к профессиям социального типа
Урок 20. Способности к офисным видам деятельности
Урок 21. Способности к предпринимательской деятельности.
Урок 22. Артистические способности.
7
Урок 23. Уровни профессиональной пригодности.
Урок 24. Обобщающий.
IV четверть. Планирование профессиональной карьеры
Урок 25. Мотивы и потребности
Урок 26. Ошибки в выборе профессии
Урок 27. Современный рынок труда
Урок 28. Пути получения профессии
Урок 29. Навыки самопрезентации.
Урок 30. Стратегия выбора профессии.
Урок 31. Обобщающий.
Уроки 32–33. Защита проекта “Моя будущая профессия”.
Первая четверть
Что я знаю о своих возможностях
Урок 1 Самооценка и уровень притязаний
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Вийон
Выбор профессии — такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда–нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать
за свои поступки. Есть ли шанс сделать такой выбор, чтобы “не было больно за бесцельно прожитые годы”? Есть. Для этого надо иметь исходные данные. Как без них решить задачу? Данные, которые необходимо учитывать при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры, — это в первую очередь психологические особенности человека. И внутренняя жизнь человека, и ее внешние проявления строятся по определенным законам, которые изучает и описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас
от наказания, которое иногда кажется слишком суровым: человек, ненавидящий свою работу, способен отравить жизнь не только себе, но и окружающим.
Программа “Психология и выбор профессии” поможет вам разобраться в себе, осознать свои сильные и слабые стороны, узнать плюсы и минусы различных профессий. Итогом нашей работы станет составление личного профессионального плана и защита проекта
“Моя будущая профессия”.
На каждом уроке вы будете узнавать что–то новое о себе или о профессиях, выполняя специальные задания и упражнения. Информация, полученная с помощью психологических тестов, является конфиденциальной, то есть секретной. Таким образом, первое условие нашей работы — конфиденциальность. Еще одно важное условие — искренность при ответе на вопросы. Если вы даете заведомо ложные ответы на вопросы, касающиеся вашего поведения в различных ситуациях, то результаты тестов будут недостоверны.
В конце каждого урока есть контрольное задание, состоящее из пяти вопросов. За пять правильных ответов вы получаете оценку “отлично”, за четыре — “хорошо” и так далее. Одни задания вы будете выполнять на уроке, другие — дома.
Большинство тестов основано на самооценке. Чтобы точно оценить свои возможности, недостаточно иметь в своем распоряжении специально подобранные и проверенные методики.
Необходимо знать ту шкалу, по которой мы себя оцениваем. А она у всех разная. Древние считали, что человек — мера всех вещей. Значит, сколько людей — столько и измерительных приборов?
Задание 1. Кто Я?
В течение пяти минут десять раз по–разному ответьте на вопрос: “Кто Я?” Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Вам знакомо слово “презентация”? Оно означает публичное представление, открытие чего–то или кого–то: новой песни, книги, ресторана. На презентации стараются показать товар лицом — подчеркнуть его преимущества и скрыть недостатки.
Самопрезентация — это представление или открытие себя другим людям. Мы представляем себя, когда появляемся в новой компании, поступаем в институт, устраиваемся на работу. Цель презентации — создать у людей благоприятное впечатление о себе.
Психологи считают, что впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним. И почти всегда оказывается верным. Испортить хорошее впечатление легко: для этого надо регулярно опаздывать на важные встречи, нарушать договоренности, безвкусно одеваться, говорить невпопад и т.д. Исправить плохое впечатление намного сложнее.
Отвечая на вопрос “Кто Я?”, вы обозначаете место, которое занимаете в этом мире, конструируете образ своего Я. Если вы смогли придумать себе не более пяти характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе, пользуясь лишь самыми очевидными характеристиками (“Я — человек, ученик” и т.д.). Возможно, вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержанны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому “достраивать” ваш образ.
Проанализируем содержание ответов. Встречаются ли срединих критические замечания? Возможно, и в жизни вы склонны преувеличивать свои недостатки, выпячивать их. Следуйте совету Андре Моруа: “Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают ваши
друзья”.
Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики (“юноша”, “девушка”, “сын”, “дочь”). Обратите внимание,сколько таких характеристик в вашем автопортрете. Если их большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Где ваша индивидуальность? Вы про нее забыли или ее нет?
Бывает, что разные ответы крутятся вокруг одной и той же темы:увлечений, отношений с другими людьми, планов на будущее. Подчас так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют ваши поступки.
В каком времени стоят глаголы в ваших ответах: в настоящем,будущем или прошедшем? Или они вне времени? Если большинство ответов относится к прошлому (“я был перспективным спортсменом”), возможно, вы до сих пор цепляетесь за него, перебирая, слов, но старые фотографии, вчерашние успехи.
Бывает так, что человек не живет, а готовится к жизни: “Когда я вырасту... Когда выучусь... Когда женюсь... Когда куплю машину...Когда построю дом...” — и так далее до бесконечности. Планирование — дело хорошее и даже необходимое. Однако бывает, что жизнь превращается в долгий изнурительный забег с промежуточными финишами. Возлагая все надежды на будущее, что вы оставляете сегодняшнему дню и сегодняшнему себе? Не переживай Будущее — оно еще не родилось. Похорони Прош лое — оно умерло. Живи Настоящим! Только в нем душа трудится
вместе с Богом!
Генри Лонгфелло
Если в ваших ответах присутствуют прошлое, настоящее и будущее, значит, у вас есть полноценное ощущение своей жизни.
Тест, который вы только что выполнили, основан на вашей самооценке.
Самооценка — это способность оценивать себя самого. Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые вам встретятся в этой книге, также основаны на самооценке. Поэтому так важно, чтобы прибор был точный. Иначе полученная информация будет недостоверна и приведет к неправильному решению.
Задание 2. Какой Я?
Оцените свои качества по десятибалльной шкале:
Каждый учащийся получает листок, на котором должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях “Самый умный”, “Самый добрый” и “Самый красивый”.
Учитель собирает листочки и зачитывает имена. Три–четыре фамилии, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические призы, грамоты, знаки отличия. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная
оценка совпадает с оценкой других людей.
О том, как опасна негативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста. Многие ныне знаменитые ученые спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его откры тиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженная
самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он по считал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубий ством. Поэтому о нем мало кто знает.
Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, ко торая также имела заниженную самооценку. У нее были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она была настолько застенчи ва и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей.
Исключение делалось только для партнеров по сцене и оператора.
Праздники она отмечала одна в своем огромном замке. Эти совершенно непохожие люди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны в профессиональной дея
тельности. Причиной их несчастья стала заниженная самооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать свое воз можное несовершенство.
Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:
Есть только два способа повысить самооценку:
1) добиться успеха в какой–нибудь деятельности;
2) снизить уровень притязания.
Достичь одновременно и того и другого удается только великим
людям.
Эйнштейн был изумлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казал ся таким же странным, как его теория относительности. Кстати,сам он объяснял свою теорию так: мужчина сидит с хорошенькой девушкой — и часы летят незаметно. Но если ему придется сидеть на
раскаленной плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и есть относительность.
Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом ко лесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло
из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. Карнеги Д. Малоизвестные факты
о хорошо известных людях. Если ваша цель — жизнь в гармонии с собой и миром, необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Проблема в том, что успех каждый понимает по–своему.
Задание 3. Успех — это...
В течение трех минут по–разному ответьте на вопрос: “Что такое успех?” Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.
Контрольные вопросы
1. Способность оценивать себя называется:
а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовосприятие.
2. На самооценку в первую очередь влияет:
а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.
3. Важнейший принцип психодиагностики называется:
а) конгруэнтность; б) конфиденциальность; в) толерантность; г) лояльность.
4. “Формулу счастья” вывел:
а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.
5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:
а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.