Кризисы
(и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев,
год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения
в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный,
"революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется
весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением
предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего
(школьного).
Существует связь кризиса семи лет и успешности
адаптации детей к школе. Дошкольники, в поведении которых до поступления в
школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньшие трудности,
чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся. Родители
замечают, что "ребенок вдруг испортился”, "всегда был послушным, а
сейчас как будто подменили”, капризничает, голос повышает, дерзит,
"кривляется” и т.д. Из наблюдений: дети подвижны, легко начинают и бросают
игру, требуют внимание взрослых, спрашивают о школе, предпочитают совместными
со взрослыми занятия игре. Они характеризуются как "очень активные,
нуждающиеся в контроле, неусидчивые, непослушные почемучки”. Такие дети, придя
в школу, адаптируются за короткий период.
Выделяют 7 симптомов кризиса:
Негативизм. Это
такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только
потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от
обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное
взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это
время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям
взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в
этом случае оказываются бесполезными.
Упрямство. Ребёнок
настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он
это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является
потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он
так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь
привлекательности.
Строптивость. Она,
в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм
поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок
отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним
делают.
Своеволие -
стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.
Протест-бунт. Всё
поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в
состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями
по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление,
что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.
Независимо от характера протекания кризиса,
появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более
серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Ребенок семи лет стоит на пороге большого и
трудного пути – школьного обучения. В связи с этим – новые роли, новая
ответственность – все это большой груз, которые ложится на хрупкие детские
плечи. Для него большую роль начинают играть оценки – это не только цифры
в дневнике, но и оценки окружающих, одобрение учителя. Через них он начинает познавать
себя, насколько он успешен и какое место займет в дальнейшем в социуме. И
поэтому в этот период ему очень важна ваша позитивная оценка и поддержка. Ведь
сейчас для него маленькая неудача в маленьком конкретном деле может означать
его неуспешность как личности.
В этот период ребёнок становится крайне
уязвим и обидчив. Ведь он только учится контролировать свои чувства, и очень
важно проявить должное терпение и понимание, ведь это во многом определяет
дальнейший эмоциональный контакт с подрастающим ребёнком.
Как будет протекать кризис, зависит от
особенностей ребёнка, но и от взрослого зависит немало. Как показывают
исследования, мягче эти периоды проходят в семьях, где взрослые проявляют
уважительное отношение и интерес к мнению ребёнка, его точке зрения, где часто
звучат вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы
тебе интересно?», «А как считаешь ты?» и т.д., а
также где ребёнку время от времени предоставляют возможность выбора. Например,
«Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту
купим: зелёную или красную?»
«Рекомендации
родителям о кризисе 6-7 лет».
ü Родителям нужно готовиться
пересматривать свой подход к воспитанию. Сейчас старые методы перестанут давать
прежний эффект, поэтому будет актуальным вопрос поиска новых методов воспитания
и способов общения. Будьте открыты к новому!
ü Если раньше, в процессе
воспитания, вы могли использовать принцип "запрос ребёнка - запрет или
разрешение родителя", то теперь эту схему стоит усовершенствовать. Пусть
появляется всё больше областей, где ребёнок может сам принимать решение и нести
за него ответственность. Тут уместно вспомнить принцип светофора: ребёнок
должен понимать, что есть зелёная зона - это то, где он сам принимает решение и
несёт за него ответственность. Есть красная зона - это то, что строго
запрещено. Пока ещё ребёнку нельзя ей заниматься. И есть жёлтая зона - это
промежуточная зона между зелёной и красной. Ей стоит заниматься вместе с
родителями или самостоятельно, но соблюдая ряд правил, установленных
родителями.
ü В этом возрасте детям всё ещё
трудно упорядочивать свою деятельность во времени, поэтому полезно создавать
наглядные материалы - настенные плакаты, таблицы и т.п., в которых будет
отражён режим дня или список дел, которые должны быть выполнены к определённому
времени или до того, как ребёнок, скажем, пойдёт смотреть телевизор.
ü того, как ребёнок, скажем,
пойдёт смотреть телевизор.
ü Л.С. Выготский (известный
отечественный психолог) разработал концепцию зон развития. Есть зона ближайшего
развития (ЗБР) и есть зона актуального развития (ЗАР). ЗАР - это то, что
сегодня ребёнок умеет делать без помощи взрослого. ЗБР - это то, что ребёнок
умеет делать сегодня только с помощью взрослого. Развитие ребёнка идёт по
принципу "То, что сегодня ребёнок умеет делать с помощью взрослого, завтра
он сможет это делать сам". Отсюда правило: если ребёнок сидит и что-то
делает без вашей помощи и не просит о помощи, не мешайте ему. Это даст понять
ему, что он всё делает правильно (т.е. воспримет это как одобрение себя и своей
деятельности). А вот если ребёнок просит вас о помощи, обязательно помогите
ему.
ü Позволяйте ребёнку
сталкиваться с негативными последствиями своих действий. Это поможет ему лучше
понять причинно-следственную связь и свою ответственность. Не надо наказывать
за неудачи.
ü Многие волнующие ребёнка
вопросы можно прямо словесно с ним обсуждать.
ü Учите ребёнка управлять
своими эмоциями (помните, что первые, с кого ребёнок копирует поведение - это
вы, его родители).
ü Не манипулируйте ребенком и
не позволяйте манипулировать собой. Не ввязывайтесь в шантаж и не шантажируйте.
Выполняйте обещания, не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.
Именно
вам, родителям, предстоит эта нелегкая задача сопровождения малыша в новый пока
незнакомый ему большой мир, преодолев вмести трудный кризис семи лет. И от
вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее
восприятие себя – как успешного, полноценного и уверенного человека. Помните,
что кривляния, упрямство и капризы совсем скоро пройдут, и ваш ребёнок станет
на шаг ближе к взрослой жизни. Ведь сейчас закладываются самые основы и очень
важно, чтобы ребёнок мог в такой ответственный момент ощущать вашу любовь и
поддержку.