Рассмотрим
основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли
ребёнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.
Готовность
ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться
между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная
готовность.
Физическая готовность
Высидеть
4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для
дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:
• высокий уровень закаленности и
устойчивость организма к инфекциям;
• соответствие показателей
физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса)
общепринятым нормам;
• развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая
моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до
школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение
письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом
насторожить должны следующие моменты:
-
если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не
может менять направление лини с помощью движений пальцев;
-
если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно
зажата и находится в постоянном напряжении.
Родителям
нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно
сделать, например следующими простыми способами:
-
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
-
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
-
Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках и др.
Конечно,
существуют и специальные игры для развития тонкой моторики руки. Например, игра
в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые
фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка.
• развитие зрительно-двигательной
координации. У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано
умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что
поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение
необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет
на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Особую роль в развитии
зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования
напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить
ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш. Сидеть при этом он
должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно
важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья
внутренних органов.
Интеллектуальная готовность
(познавательная сфера)
Имеется
в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира,
набор знаний, который пригодится для обучения в школе.
Родителям
следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:
• Внимание.
Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.
-
Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
-
Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
-
Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на
своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
-
Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
• Память. Ребенок
должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.
-
Запоминание 10-12 картинок.
-
Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п.
-
Пересказывание текста из 4-5 предложений.
Родители
могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например,
игра «Чего не стало»
Чего не стало . На
столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на
них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает
один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для
детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с
исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку
надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как
взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная
версия – игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет
предмет или несколько предметов.
• Мышление.
Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений,
владеть логическими операциями:
-
Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а
компот…» и т. п.
-
Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги,
кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
-
Определять последовательность событий, что было сначала, а что – потом.
-
Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
Развитию
образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка,
слушание сказок, конструирование. Так же родители развивать мышление ребенка
можно с помощью специальных игр. Например, игра «Назови разными словами».
Назови разными словами. Ребенку показывают игрушечного медведя и
спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он
маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами:
Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!
• Речь и речевой слух.
-
Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти,
солнечный зайчик, играть.
-
Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
-
Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
-
Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по
содержанию текста и иллюстрации.
-
Различать в словах звуки.
В
качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать
по-другому».
Как сказать по-другому.
Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач,
трусливый человек (трус, сильный дождь (ливень).
• Математика
-
Счет. Считать до 100 единицами и десятками. Прямой счет от 1 до 10 и обратный
счёт от 10 до 1.
-
Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц,
объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10
единиц.
-
Сравнение чисел. Арифметические знаки «>», «<», «=».
-
Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
-
Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу,
над, под, за и т. д.
-
Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер,
ночь, их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня,
завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней
недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра,
объединять эти понятия в одно - это все дни недели.
• Окружающий мир.
-
Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы,
овощи, фрукты и так далее.
-
Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни
недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы,
свой город, адрес, какие бывают профессии.
Психологическая готовность
Психологическая
готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная,
эмоционально-волевая.
Личностная и социальная
готовность предполагает:
-
ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и
взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим
ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок
должен понимать и признавать авторитет взрослых;
-
толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на
конструктивные замечания взрослых и сверстников;
-
нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-
ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая,
уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою
работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность ребенка
к школе предполагает:
-
понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
-
наличие интереса к учению и получению новых знаний;
В
желании учится большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только
положительную картинку предстоящей школьной жизни.
-
способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого
требует учебная программа;
-
усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать
взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:
•
Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном;
•
Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами;
•
Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;
•
Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку);
•
Подготовьте дома рабочее место школьника.
Чего делать не стоит:
•
Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий
истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками);
•
Формировать отрицательное отношение к школе;
•
Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.
Главное,
что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае
даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать
его работу за него).
Подготовка ребёнка к школе – задача не
из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или
трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.