Прежде всего, скажем о том, что хвалить ребенка необходимо! Люди,
занимающиеся воспитанием и обучением детей, родители должны иметь ввиду,
что начинать любое дело надо с чувством успеха (это справедливо не
только в отношении детей, но и взрослых). Ощущение успеха должно
проявляться не только в конце, но быть и в начале действия. Создание
условий, вызывающих у детей ощущение радости поиска, преодоления,
представляет собой особую задачу для профессионального педагога.
Однако
каждый воспитатель должен ежедневно и ежечасно самостоятельно решать
одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка, какие стороны его
поведения или, может быть, что из результатов сделанного ребенком
(рисунок, лепка, спетая песенка и т. п.) могли бы дать повод к
положительной оценке личности ребенка.
"Если вы не знаете, за
что похвалить ребенка, придумайте это!" - резонно советует в книге
"Нестандартный ребенок" психиатр и психотерапевт В. Леви. Главное, что
здесь должно быть передано ребенку, это искренняя вера в его
возможности. Нечто подобное фигурирует во "взрослой" социальной
психологии под именем "авансирование доверием", что обусловливает
значительный личностно и профессионально развивающий эффект. Техника
"интенсивной психотерапии" в работе с взрослыми людьми, прежде всего,
основана на вере в возможности роста личности.
А теперь о том, как хвалить НЕ следует:
1. Вредно, если хвалят ребенка за то, что ему дается легко, за то, что
ему дано самой природой. Похвала не за труд, не за усилие, а всего лишь
за наличие способности не дает ничего, что действительно было бы
необходимо ребенку для его развития. А навредить она может, особенно при
ее повторении.
Повторение похвалы без необходимости действует
как н***отик: ребенок привыкает к ней и ждет ее. Он проникается чувством
своего превосходства над другими, а если не приучен к труду,
реализующему его способности, то может не состояться как личность:
эгоцентризм полностью замкнет его на себе, он весь уйдет в ожидание
восхищения и похвал. Их прекращение вызовет тот хронический дискомфорт,
из которого рождаются зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому
успеху, подозрительность и прочие тягостные атрибуты эгоцентризма,
несостоявшегося "гения".
2. Вдвойне вредно хвалить того, кому
что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно,
вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, навязывая его как пример
первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт несправедливой оценки
усилия, вернее - замалчивание, игнорирование его, тяжело травмирует
психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу.
А
противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого
несправедливо хвалят. Напротив, оно только отодвигает их друг от друга,
угнетая одного и развращая другого. Противопоставление культивирует
нездоровое соперничество, которое стимулирует вовсе не прилежание, а
эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм,
отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха.
3.
Вредно, когда хвалят слишком часто, безо всякой необходимости и
неискренне. Это и обесценивает похвалу, и приучает к дешевому успеху, и
способствует бездумному отношению к тому, что исходит от старших.
Наблюдая за детьми, за их старшими, вы сами сможете увидеть и другие
вредности необдуманной похвалы.
4. Важно хвалить конкретный
поступок ребенка, то, что он сделал, чего добился, а не его личность в
целом. Иначе можно сформировать у него слишком большое самомнение и
необъективно завышенную самооценку, ожидания. Если в дальнейшей жизни
ребенок столкнется с тем, что окружающие люди ценят его не так высоко,
как он сам о себе мнит, то это может привести к неврозу.
Вообще,
чрезмерная похвала родителей воспитывает в ребенке истероидные черты
характера в виде чрезмерной потребности в восторженном, восхищенном
признании его личности. Психологи считают, что оценка ребенком своей
личности складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и
из того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе.
Принимая
на вооружение рекомендацию - хвалить поступок и только поступок, -
необходимо учитывать при этом возраст детей. Ученые-психологи,
безусловно, правы, что оценка складывается из двух указанных
компонентов. Однако для того чтобы ребенок смог на основании оценки
взрослого самостоятельно оценить себя, он должен, по крайней мере
однажды, на опыте столкнуться с позитивной оценкой своей личности (хотя
бы для того, чтобы у него была возможность сказать себе: "А я
молодец!"). Дошкольное детство - время, когда позитивные оценки личности
в целом педагогически оправданны.