Понятие эксперимента в психологии

Экспериментом называется искусственное изменение условий наблюдения с целью определения отношений между явлением и условиями его возникновения.
В.М.Бехтерев (1907) ввел понятие <объективное исследование>, заложив методическую основу для экспериментального подхода к восприятию, запоминанию, вниманию, ассоциативному мышлению и т.п. Некоторые из разработанных им методик ("Сравнение понятий", "Определение понятий") не потеряли своей актуальности до настоящего времени.
В настоящее время экспериментальный метод в психологии и педагогике оснащенный широким спектром конкретных методик активно используется. В эксперименте в психологии и педагогике перед испытуемым ставится задача выполнить определенные действия, по психологической структуре близкие к реальности. В этом плане можно полностью согласиться с Б.В.Зейгарник (1986), что экспериментальное исследование в психологии и педагогике может быть приравнено к функциональной пробе - методу, широко используемому в испытании деятельности какого-либо органа. В ситуации эксперимента роль функциональной пробы могут играть те задачи, которые в состоянии актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность. В эксперименте в психологии и педагогике высвечивается, согласно Б.В.Зейгарник, реальный пласт жизни человека.