Экспериментом называется искусственное изменение условий наблюдения с
целью определения отношений между явлением и условиями его
возникновения.
В.М.Бехтерев (1907) ввел понятие <объективное исследование>,
заложив методическую основу для экспериментального подхода к восприятию,
запоминанию, вниманию, ассоциативному мышлению и т.п. Некоторые из
разработанных им методик ("Сравнение понятий", "Определение понятий") не
потеряли своей актуальности до настоящего времени.
В настоящее время экспериментальный метод в психологии и педагогике оснащенный широким спектром конкретных методик активно используется. В эксперименте в психологии и педагогике перед испытуемым
ставится задача выполнить определенные действия, по психологической
структуре близкие к реальности. В этом плане можно полностью согласиться
с Б.В.Зейгарник (1986), что экспериментальное исследование в психологии и педагогике
может быть приравнено к функциональной пробе - методу, широко
используемому в испытании деятельности какого-либо органа. В ситуации
эксперимента роль функциональной пробы могут играть те задачи, которые в
состоянии актуализировать умственные операции, которыми пользуется
человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту
деятельность. В эксперименте в психологии и педагогике высвечивается, согласно Б.В.Зейгарник, реальный пласт жизни человека.