Девиантные формы поведения детей и подростков
Девиантное, или отклоняющееся, поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
В детском возрасте (5-12 лет) наиболее распространены такие формы антисоциального поведения, как насилие в отношении сверстников или более младших и слабых детей, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, порча чужого имущества. У подростков (13-18 лет) преобладают хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие и так далее.
Асоциальное поведение — это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
У детей наиболее распространены побеги из дому, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, ложь, воровство, вымогательство.
В подростковом возрасте характерны уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика.
Аутодеструктивное поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Дети склонны к курению, токсикомании, но в целом для этого возраста аутодеструкция маловероятна. У подростков эта форма поведения выражается в употреблении нар****ков и алкоголя, в самопорезах, в игровой и компьютерной зависимости, в пищевых злоупотреблениях и отказах от пищи, возможны суицидальное поведение и самоубийства.
Выделение отдельных форм девиантного поведения условно, поскольку в реальной жизни описанные формы, как правило, сочетаются в зависимости от совокупности индивидуальных и социальных предпосылок личностного развития.