Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных
норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. К
числу наиболее часто используемых приемов самовыражения, к которым
прибегают подростки, можно отнести сленг, стиль, символику, моду, манеру
поведения, определенного рода поступки и т. п. При этом девиантные
действия выступают в разном качестве:
- как средство достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко проявляются следующие особенности:
- высокая аффективная зараженность поведенческих реакций;
- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
- кратковременность реакций с критическим выходом;
- низкий уровень стимуляции;
- недифференцированная направленность реагирования;
- высокий уровень готовности к девиантным действиям.
Генезис
девиантного поведения обусловлен рядом взаимосвязанных факторов,
выделяемых в соответствии с компонентами человеческого поведения
различного уровня — биологическими, психологическими и социальными:
-
индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических
предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и
психологическую адаптацию индивида;
- психологический фактор,
раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со
своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, который
прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении индивида к
предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к
психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, к
саморегулированию своего поведения;
педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими и политическими условиями существования общества.
Любые
личностные, субъективные факторы, проявляясь в поведении, складываются
не произвольно, а выступают результатом сложного процесса воздействия
тех социальных условий (материальных, идеологических и др.), в которых
люди существуют и действуют, но которые, в свою очередь, создаются,
изменяются и преобразуются людьми. Особое значение в этом отношении
имеет система социально-нормативных ориентации — идей, взглядов,
принципов, ценностей и норм, активно влияющих на формирование и
практическую реализацию всех личностных качеств человека, на образ его
мыслей, характер поведения и деятельности.
Конечно, сложные жизненные
обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий
образовательный и культурный уровень окружающих влияют на многих, однако
далеко не все поставленные в эти условия дети и подростки становятся
девиантными личностями. Девиантное поведение подростков формируется в
совокупности внешних и внутренних факторов, немаловажным среди которых
является предрасположенность личности к внутреннему принятию своего
отклоняющегося поведения, что в первую очередь зависит от
психологических особенностей несовершеннолетнего.