Группы подростков формируются из числа состоящих на
учете в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам
несовершеннолетних. Кроме того, участниками занятий могут стать
подростки группы риска, направленные социальными педагогами и
психологами общеобразовательных учреждений, после прохождения ими
собеседования с психологом и диагностического обследования.
Использование данной программы может осуществляться также в рамках
воспитательной работы с несовершеннолетними, определенными в Центры
временной изоляции несовершеннолетних и специализированные
воспитательные учреждения для несовершеннолетних преступников.
В группе не должно быть более 8-12 подростков. Меньший состав группы допускается, но требует корректировки упражнений, так как все ролевые игры рассчитаны на достаточно большое количество участников. Причем в группы нужно, вводить ребят и уже совершивших правонарушения, и склонных к ним, поскольку это дает возможность расширить спектр реакций и способов поведения в тренинговых ситуациях. Пример сверстников очень показателен для ребят. При этом не нужно опасаться, что подростки усвоят только негативные способы поведения, ведь вся программы направлена именно на коррекцию отклоняющегося поведения и у них есть возможность познакомиться с конструктивными способами взаимодействия.
Особое внимание следует уделить подросткам с ММД или другими органическими нарушениями развития. Целесообразно ввести их в группу ребят, не имеющих эти проблемы, чтобы они себя не чувствовали огражденными от своих сверстников, что немаловажно для повышения их самооценки.
Получение согласия родителей или опекунов на коррекционную работу с ребенком обязательно, так как тренинговые занятия не являются частью образовательного процесса. Согласие родителей предполагает их достаточную информированность о целях работы, о формах взаимодействия психолога и участников группы, а также подростков между собой, об ожидаемых результатах.
Требования к ведущему
Занятия проводятся психологом, имеющим опыт групповой работы с «трудными» детьми и родителями. Оптимально, чтобы ведущих было двое, это позволит каждому подростку уделить максимум внимания.
Проведение информационно-правовой части занятий следует поручить юристам, имеющим опыт общения с большой аудиторией, в особенности со сложными подростками. Возможно привлечение студентов старших курсов юридических факультетов после прохождения дополнительного обучения для работы по данной программе.
Желательно, чтобы групповые занятия с подростками и с их родителями вели одни и те же специалисты. Как правило, у родителей возникает масса вопросов по поводу своих детей, и у ведущих появляется возможность быть в большей степени готовыми к ответу на них.
Организация групповых занятий
Каждое занятие с подростками рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — два раза в неделю на первом этапе и один раз в неделю на втором и третьем этапах.
В программе предусмотрено три этапа:
• Тренинг личностного самопознания (16 занятий).
• Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний (10 занятий).
• Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей (6 занятий).
Занятия должны проходить в комнате, имеющей достаточную площадь для проведения динамических упражнений и оборудованной классной доской или планшетом.
Цели групповой работы с подростками
Коррекционная работа с подростками направлена на достижение следующих целей:
• развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
• стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности;
• формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.
Структура групповых занятий с подростками
Каждое занятие выстроено по общему плану:
Приветствие.
Разминка.
Упражнения.
Групповые дискуссии и ролевые игры.
Информационная часть.
Рефлексия.
Упражнения направлены на рефлексию чувств и переживаний, развитие самоконтроля и ответственности, снижение уровня тревожности, развитие волевых качеств и способности к достижению позитивных жизненных целей и толерантности к окружающим, на снятие эмоционального напряжения. Упражнения разработаны авторами, указанными в списке литературы, и модифицированы в соответствии с целями групповых занятий.
Ролевые игры предназначены для развития личностных качеств и способности конструктивного взаимодействия с окружающими. Групповые дискуссии и мозговые штурмы предполагают развитие у подростков способности анализа как собственного поведения, так и поведения партнеров, а также к прогнозу развития ситуаций. Информационно-правовая часть призвана сформировать у подростков багаж знаний по их правам и ответственности, предусмотренных Законодательством РФ.
Ожидаемые результаты групповой работы с подростками
Критериями эффективности проведенных занятий будут выступать следующие изменения:
• снижение уровня тревожности и агрессивности;
• формирование адекватной самооценки;
• повышение ответственности подростков за собственные поступки;
• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
• формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению;
• раскрытие творческого потенциала подростков и актуализация стремления к его реализации;
• снижение риска повторных правонарушений, направленных на самоутверждение.
Групповая работа с родителями подростков, условия формирования групп родителей
Группы родителей формируются по принципу добровольности. Очень важно на первичном собеседовании показать родителям необходимость их активного участия в исправлении поведения ребенка. Как показывает опыт работы, этот этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изменить поведение ребенка за счет внесения корректив в стиль взаимодействия с ним.
Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем Законодательстве нет механизмов воздействия на родителей, посредством которых стало бы возможным мотивировать их на коррекционную работу.
Организация групповых занятий
Каждое занятие с родителями рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — один раз в неделю.
В программе предусмотрено 5 занятий, время реализации — 1 месяц.
Цели групповой работы с родителями
Работа с родителями преследует следующие цели:
• изменение отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия;
• развитие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростком и в супружеских отношениях;
• формирование благоприятного семейного микроклимата, способствующего раскрытию личностного потенциала подростка.
Структура групповых занятий с родителями
Каждое занятие выстроено по общему плану:
Приветствие.
Разминка.
Информационная часть.
Ролевая игра.
Групповая дискуссия.
Информационно-правовая часть.
Релаксация.
Рефлексия.
Приветствие направлено на создание благоприятной рабочей атмосферы. Целью упражнений-разминок является формирование доверительных отношений в группе. Информационная часть способствует повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей и особенностях подросткового периода. На тренинге проводятся как ролевые игры, направленные на усвоение информационного материала, так и ролевые игры, используемые для формирования личностных качеств, положительно влияющих на формирование родительских установок в отношении принятия своего ребенка.
Групповые дискуссии, проводимые на тренинге, направлены на трансляцию позитивного опыта в семейных взаимоотношениях. Информационно-правовая часть призвана познакомить с Законами РФ, определяющими обязанности и ответственность родителей и их несовершеннолетних детей. Релаксации направлены на обучение родителей приемам снятия психического напряжения. Рефлексия занятия предназначена для получения обратной связи и подведения итогов занятия.
Ожидаемые результаты групповой работы с родителями
Эффективность занятий оценивается в соответствии со следующими критериями:
• формирование благоприятного семейного микроклимата для всестороннего развития детей;
• повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей;
• приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками;
• формирование адекватной самооценки в родительской роли.