Итак, подросток совершил противоправный проступок и поставлен на учет в
КДН или ПДН, в зависимости от тяжести правонарушения. О его проступке
сообщается в образовательное учреждение. Мало того, что он сам и его
родители проходят неприятную процедуру «позорного столба», со стороны
администрации и педагогов учебного учреждения к нему ухудшается
отношение. Отныне, что бы отрицательного ни произошло в школе или
училище, под подозрение попадают именно подростки, состоящие на учете.
Доказать свою непричастность в большинстве случаев подросток не в
состоянии, в результате чего его психологическое состояние еще более
ухудшается, повышается уровень негативизма и отторжения социума. В таком
состоянии подросток может совершить повторное правонарушение,
демонстрируя свое неприятие обвинения или подтверждая подозрения. Одними
лишь «карательными» мерами вывести подростка из порочного круга
невозможно.
При реабилитации несовершеннолетних, совершивших
правонарушения или склонных к противоправным действиям, необходимо
создавать специальное реабилитационное пространство, в котором будет
осуществляться взаимодействие ведомств, служб, учреждений и общественных
организаций. Основной целью специалистов, работающих в едином
реабилитационном пространстве, является обеспечение непрерывности и
единого подхода к проведению мероприятий по полному и всестороннему
социально-психологическому восстановлению подростков.
Трехгодичный
опыт проведения реабилитационных мероприятий в системе взаимодействия
специалистов Кризисного центра Ассоциации деловых женщин Норильского
промышленного района, Подразделений по делам несовершеннолетних УВД г.
Норильска, Комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации,
Управления Образования показал, что именно такая организация работы с
подростком и его семьей может привести к положительным результатам.
Реабилитационное
пространство должно быть организовано таким образом, чтобы семья и
подросток постоянно находились в поле внимания специалистов, причем
карательные меры, по возможности, исключены. Следует осуществлять
контроль по соблюдению предписаний ПДН и КДН, оказывать социальную
помощь семье и подростку (при необходимости решения вопроса
трудоустройства родителей, определении несовершеннолетнего в учебное
учреждение), психологическую поддержку, коррекцию отклоняющегося
поведения и организовывать свободный досуг подростка.
Работу с
несовершеннолетним, совершившим правонарушение, и его семьей
целесообразно организовывать в соответствии со следующими этапами:
Информационный этап
Очень
важно, чтобы все структуры обладали достаточной информацией о
несовершеннолетнем, особенностях его развития, его семье и
психологическом климате, в котором он воспитывается. Создание базы
данных о подростке и его окружении является необходимым условием для
успешной реабилитационной работы. На семью и несовершеннолетнего
составляется «Карта клиента», где отражаются психологические особенности
подростка, его адаптированность в условиях учебного учреждения,
референтная группа, психологический климат в семье и данные о родителях
или опекунах.
Диагностический этап
Для определения, в силу каких
причин подросток совершил противоправные действия, и для обоснованного
выбора методов профилактической и коррекционной работы необходима
объективная диагностика.
Для диагностики подростков с нормальным
психическим развитием, то есть имеющих средний интеллектуальный уровень,
применяются следующие тесты:
• тест акцентуаций характера (модифицированный ПДО А. Е. Личко), определяющий свойства личности подростка и черты характера;
• диагностика предрасположенности к отклоняющемуся поведению (схема Бандура А., Уолтерс Р.);
• оценка социально-психологической адаптивности К. Роджерса и Р. Даймонда;
• тест Басса-Дарки для определения уровня и формы агрессии;
• диагностика личностного роста подростка (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова).
Для
подростков, обучающихся в коррекционных школах, имеющих задержки
психического развития целесообразно использовать проективные методики,
так как смысл вопросов, представленных в вышеперечисленных опросниках,
зачастую им не понятен. Наиболее оправданным может быть использование
следующих тестов:
• тест Тулуз-Пьерона, определяющий наличие минимальных мозговых дисфункций;
• цветовой тест эмоциональных состояний М. Люшера;
• Hаnd-тест Э. Вагнера, определяющий способность к открытому проявлению агрессии;
• тест С. Розенцвейга для выявления наличия фрустраций и реакций подростка на фрустрирующие ситуации.
Для диагностики семейных отношений применяются следующие тесты:
• опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса;
• тест Басса-Дарки (сокращенный вариант) для определения уровня и формы агрессии у родителей.
Организационный этап
На
основании полученных данных и результатов психодиагностики
разрабатывается индивидуальный план сопровождения подростка и его семьи.
Реабилитационный этап
Осуществляются мероприятия в соответствии с индивидуальным планом сопровождения.
Завершающий этап
Проводится
психодиагностика с целью определения результативности проделанной
работы и получения прогноза на будущее. Так как первичное тестирование
содержало в себе большое количество разнообразных методик, для
регистрации изменений целесообразно воспользоваться методикой
«Диагностика личностного роста подростка». Сравнив результаты первичного
и повторного тестирования по этой методике, можно сделать выводы о
результативности групповой и индивидуальной работы с подростком и его
семьей.