Надежда
Константиновна Крупская в одной из своих работ обращала внимание на то,
что «…Надо сделать так, чтобы труд был и интересный и посильный, и в то
же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический». [1,
c.299].
Полученные на уроке «Изобразительной деятельности» умения и навыки дети могут совершенствовать во внеучебное время в кружках.
Кружок
– это центр детского творчества. Именно в кружке, возможно, учитывать и
максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать
личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу.
Содержание работы кружка может быть разнообразным, важно только, чтобы
оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ
изобразительного обучения.
В
кружках желательно объединять учащихся, которые имеют определенный
интерес к данному виду практической деятельности и желание заниматься в
данном кружке. Но в нашем случае такое желание нужно возбуждать у
школьников специальной коррекционной школы VIII вида разными средствами:
перспективой самостоятельного изготовления красивых вещей, возможностью
приобрести полезные знания и навыки и др.
Во
многом интерес учащихся к работе в кружке поддерживается и развивается в
ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы
учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть
практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились
всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась
свобода общения учащихся друг с другом и с руководителем.
Очень
важно, чтобы руководитель кружка совместно с учащимися составлял план
работы. При его составлении педагог должен увлечь кружковцев
перспективой изготовления изделий, которые они сами выбрали из
предложенных руководителем. В плане также предусматривается сбор
природного, текстильного и бросового материала, экскурсии на различные
выставки,парк,лес,луг. _______________________________________________
1. Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т.-М.,-1951,-Т.5,-С.116
В кружке педагог решает следующие задачи:
1. развитие творческих способностей учащихся.
2. расширение художественного кругозора;
3. развитие и углубление интересов учащихся;
4. развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;
5. развитие мелкой моторики;
6. развитие речи учащихся, обогащение активного словаря школьников;
7. организация досуга учащихся.
8. укрепление физического и психического здоровья.
Все
эти и многие другие задачи успешно решаются при организации кружка на
основе работы с различным материалом. Занятия по изобразительной
деятельности с детьми можно дифференцировать по типу и по виду:
• занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
•
занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия,
направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом
обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;
•
занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую
деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации
замыслов.
По
содержанию изображения различают рисование по представлению, по памяти,
с натуры, а так же предметное, сюжетное и декоративное [1, С. 20]. Есть
занятия на тему, предложенную учителем, и на тему, выбранную детьми
самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему.
Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети
изображают окружающий мир по представлению (по воображению). Подлинное
творчество всегда целенаправленно.
Наиболее
интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей, а
значит развивают их художественно-творческие способности, являются
различные занимательные занятия.
Занимательность
означает качество, вызывающее не просто любопытство, а глубокий,
устойчивый интерес. То есть цель проведения занимательных занятий -
создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности,
стремление выразить свое отношение, настроение в образе. Занимательные
занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными
материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.
Ведь
изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая
краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с
крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности
картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией,
диатипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону с маской, ниткой, с
помощью оттиска. Существует даже такой необычный приём, как рисование
апельсинами - когда в лоток или коробку небольшого объёма наливается
краска, разведенная до густоты сметаны, кладется лист бумаги, а апельсин
выполняет роль «кисти».
Важно,
чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с
одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с
другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у
ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно
трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все
моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество
вариантов занятий по темам зачастую трудно.
Рисование,
лепка, аппликация, конструирование как виды художественно-творческой
деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда
установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся
именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно
так растет, а домик вот так» и т.п.)».
Чтобы
у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе),
листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце,
салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает
понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется
тем, что предстоит изображать [1, С. 18].Разнообразить нужно и цвет, и
фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков,
аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для
рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового
решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий:
дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными
столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более;
сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у
мольбертов и т.д. Важно, чтобы
__________________________________________________
1. Костерин Н. Учебное рисование.- М.,1980
организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется индивидуальными возрастными особенностями школьников.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ
получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по
бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким
образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. По¬лучается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ
получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного
цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко
смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ
получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, печатки из пробки.
Способ
получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета
меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
__________________________________________________
1.
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7
лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС,
2001.
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и
печатка.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, кусочки поролона.
Способ
получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие
мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ
получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой
цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы:
мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам,
прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ
получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять
другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета и размера, смятая бумага.
Способ
получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой
цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства
выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые
мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения
изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем
закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками
остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства
выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная
бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует
свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы:
мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная
подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого
цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или
поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из
проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ
получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон
к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью
трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ
получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной
его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются
симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла
краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем
изображение можно украсить, также складывая лист после рисования
нескольких украшений.
Кляксография обычная.
Средства выразительности: пятно.
Материалы:
бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь
пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в
произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину
капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,
изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже.
Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ
получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску,
выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это
пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни
бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали
дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ
получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее.
Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее
конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает,
придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали
дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ
получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на
бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ
получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
Акварельные мелки.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ
получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки,
затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом
мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы:
квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и
газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в
мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ
получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину
квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата
на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не
соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает
квад¬ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого
вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге.
Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не
заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ
получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной
половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в
озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не
успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка,
протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него
сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и
кафельную плитку. На по¬следнюю наносится рисунок краской, затем она
накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Можно
использовать технику рисования мылом, технику рисования зубной щеткой,
технику рисования на мокрой бумаге, на мятой бумаге, технику рисования
тушью.
В
любое время года природа открывает свои прелести no-разному, давая
простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в
ребёнке.
Природный
материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если
его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую
жизнь. Кружковые занятия не просто трудовой процесс, а создание
художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.
Задача состоит в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.
А.С.
Макаренко обращал внимание на важность использования природного
материала в творческой деятельности ребёнка. Он писал: "...В
игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть
простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой
фантазии".[1]
В
процессе систематического труда рука ребёнка с особыми образовательными
потребностями становится более уверенной, точной, а пальцы - более
гибкими. При изготовлении поделок постепенно накапливаются специальные
умения и навыки. Недаром В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и
дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".[2]
Художественное
творчество с использованием природного или бросового материала
слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения
скрытых возможностей данного материала, определение художественного
замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла
путём практического создания поделок.
Сочетать
глубокую идейность с увлекательной формой – такова главная задача
руководителя кружка, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских
поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая
примитивность наиболее доходчива до детского сердца.
Где
же брать темы, сюжеты для творчества? Главным источником для детских
сюжетов является литература: сказки, стихи, басни, рассказы. Можно брать
сюжеты из жизни. Однако никогда не следует связывать творчество детей
строго определёнными формами. Взяв за основу идею руководителя, ребята
могут выполнить её в самых разнообразных формах. Педагогу не стоит
препятствовать свободно рождающейся творческой инициативе ребёнка.
Только в нашем случае каждая инициатива должна быть проконтролирована.
Поиск
творческой идеи, замысла – исключительно важный путь в развитии у детей
с особыми образовательными потребностями наблюдательности, смекалки,
фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной
мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями
воспитательного процесса в кружке.
Часто
возникает вопрос, что является первичным и что вторичным: идея, замысел
или материал, который своими формами, внешним видом подсказывает идею,
сюжет, форму, внешний вид будущей работы. Иной раз замысел есть, а
материал, подходящий для его осуществления, найти очень трудно. Часто на
поиски его уходит много времени, а решение приходит внезапно.
Необходимо
максимально стремиться к тому, чтобы любой материал звучал в работе
благодаря своему характерному естественному виду с минимальным
вмешательством в это дело рук человеческих. В результате наблюдений дети
устанавливают, что природа сама по себе
является__________________________________________
1. Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т. –М.,- 1951, Т.5,-С.116.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах- М., 1983, -Т.5- С.223-224.
прекрасным
скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях
что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить,
подчеркнуть это сходство. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень
удачно передает форму тела маленького человечка. Маленький древесный
гриб может идеально предстать в виде головы лягушки.
А
из чего лучше сделать бушующее море в работе по сказке о золотой рыбке?
Ясно, что старика можно сделать из согнутой шишки, а берег из куска
толстой коры, чтобы он походил на размытые морем скалы, а вот из чего
сделать море? И оказалось, что если волны сделать из бересты, то они
будут прекрасно смотреться как волны, хотя материал нисколько не
прозрачен и не похож на воду.
Таким
образом, в творческой практике иной раз созревший замысел нуждается в
необходимом материале, а другой раз материал своими формами рождает
замысел.
Поход
за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в
которой дети идут при руководителе гурьбой и бездумно созерцают
окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко
формулирует её задачи, цели, маршрут.
Во
время сбора природного материала руководитель побуждает ребят
внимательно вглядываться в окружающую их природу. Постоянно должны
звучать вопросы: "На что похоже? Что напоминает?", которые могут помочь
натолкнуть детей на мысль. Организованный таким образом сбор материала
даёт возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи,
развивает у ребят любознательность, наблюдательность, любовь к родной
природе.
Неоценимое
значение имеют разнообразные виды художественно-творческой
деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и
наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и
т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это
чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, нуждается в квалификационном
руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого
воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен
сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве,
владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность как вид художественной деятельности должна
носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для
этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное,
образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и
представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей
способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского
изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности,
основное назначение которой – образное отражение действительности.
Актуальна
на данный момент популяризация детского творчества, которая должна быть
широкой и всесторонней, чтобы юные зрители заинтересовались им, чтобы у
них появилось желание взяться за это увлекательное дело. С этой целью
надо устраивать постоянные и временные выставки работ кружковцев,
например, выставка "Природа и мы".
Оборудование
таких выставок и дежурство на них осуществляется силами участников
выставки. На таких выставках обязательно должны быть книги отзывов, в
которых посетители смогут написать свои впечатления об увиденном и свои
пожелания юным участникам. Такие отзывы очень ценны для ребят, как
элемент вдохновения их на новые творческие свершения. А какое счастье
для педагога видеть на лицах этих детей искреннюю радость,
удовлетворение результатом своего труда и труда своих товарищей.
Все
поделки, разнообразные по технике изготовления и материалу,
необходимому для работы, можно разделить на следующие группы:
конструирование из природного и бросового материала; аппликация из
различных материалов; лепка из глины, пластилина или соленого теста.
Конструирование — это художественная техника создания изделий путем соединения деталей друг с другом.
Для
нее используют поделки из шишек, игрушки и поделки из желудей
(«Желудевый город» чайный сервиз), поделки из орехов (уточки, рыбки,
бабочки, совы, ёлочные игрушки), семена-крылатки (уши зайчиков и белок,
хохолки на головах птиц, крылья, хвостовое оперение, прозрачные крылышки
стрекоз, величавые журавли, воздушные юбочки), различные коробочки.
Аппликация — это художественная техника создания изделий путем присоединения деталей к фону.
Аппликационные
работы способствуют развитию художественного видения природы,
закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию
представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма,
соотношения частей и целого.
При
работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические
процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также глазомер,
моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах
рациональной работы, совершенствование приемов разметки, вырезания,
работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать
аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности учащихся.
Для
неё используют солому, бересту, тополиный пух, семена-крылатки, птичьи
перья, срезы веток дерева, яичную скорлупу, чешуйки шишек, зёрна, шпон,
желуди и картон, цветную бумагу, различные крупы, вату, нитки и другие
материалы.
Например,
тематика таких занятий может быть такой: поделки из птичьих перьев
(декоративные панно, открытки, закладки для книг), композиции из семян,
аппликация из засушенных растений, аппликация из тополиного пуха
(зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки), аппликация из
опилок, аппликация из яичной скорлупы, аппликация из чешуек шишек.
Лепка
из глины – один из видов изобразительного искусства. Этим объясняется
своеобразие содержания и методики данных занятий. По содержанию они
должны быть более художественными и менее техническими, чем другие
кружковые занятия.
Глина
– это благодатный материал, на котором дети развивают мелкую моторику
руки, творческое воображение, мышление, речь, фантазию, художественные
способности, эстетические чувства.. Маленькие комочки глины творят
чудеса: рука становится твёрже, уверенней, движения точнее. Именно
поэтому так важны занятия по лепке для детей с особыми образовательными
потребностями.
В
методическом отношении на этих занятиях нужно заботится не столько о
приобретении учащимися каких-то строго определённых умений, сколько о
развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого ребёнка.
Поскольку
одна из основных задач кружковых занятий по лепке – развитие творческих
способностей учащихся, то необходимо прежде всего заботиться о том,
чтобы в процессе занятий у них развивались определённые качества
личности и ума, а не о том, чтобы дети вылепили какое-то изделие.
При
лепке народных игрушек, орнаментов, рельефов дети знакомятся с народным
творчеством, народными традициями. Творчество народных мастеров
воспитывает у ребят эстетический вкус, формирует духовные потребности.
Широкой известностью пользуются дымковская, филимоновская, абашевская,
каргопольская игрушки, получившие своё название по тем местам, где их
делают.
Дети
особенно любят лепить, расписывать, а потом играть с
игрушками-свистульками, пышными барышнями, глиняными лошадками,
птичками, удивительными козликами с невиданными рожками, матрёшками,
собачками, барашками.
Именно
в кружке по изготовлению игрушек и поделок из различного материала
происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми, широко
применяются игры, беседы, экскурсии в природу, пальчиковая терапия, что
способствует развитию творческих способностей учащихся
специально-коррекционной школы VIII вида.
На
занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием формируются
такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность,
аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности
умственно отсталые школьники усваивают целый ряд графических и
живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления
окружающего мира.
Вовлекая
умственно отсталых детей в различные виды деятельности, мы тем самым
способствуем расширению их детского опыта. А накопление опыта и знаний -
это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Из
всего выше сказанного можно сделать вывод, что кружковая работа, дает
прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от
того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека.