Обычный учебный день школьника предполагает
пять-шесть уроков в школе. После этого надо готовить домашнее задание
минимум по пяти предметам к завтрашнему дню. Не надо быть особенно
проницательным, чтобы понять: и для взрослого человека одиннадцать часов
умственного труда, даже с перерывом на обед, практически невозможны.
Естественно, наши дети находят выход из сложившейся ситуации, и он очень
простой. К шестому-седьмому классу они соображают, что, совершив обмен
тетрадями на перемене, можно списать. "Математики" щедро делятся с
успевающими по русскому языку, получая взамен правильно решенных задач,
грамотно написанные упражнения. Гораздо сложнее тем, кто не успевает ни
по тем, ни по другим предметам.
Исследование, проведенное нами в
средних классах общеобразовательной школы, показало, что тот, кто не
дает списывать, чаще всего и не заступится за слабого, и не одолжит
приятелю запасной ручки, ограничась коротким: "свою надо иметь". То есть
получается так, что те, кто не дает списывать, делают это вовсе не по
соображениям повышения всеобщей успеваемости, а из-за отсутствия чувства
товарищества и собственного эгоизма. Эти ученики всегда стоят в стороне
от всех прочих. Они одиноки среди бурлящего класса и посвятили себя
одной цели - зарабатыванию оценок, у них единственная мысль - быть лучше
и казаться умнее на фоне разгильдяев- одноклассников. Они дают списать
только физически сильным соученикам, подкрепляющим свое требование
выставленным под нос кулаком. Безусловно, списывать нехорошо, и надо
учиться, и пытаться разобраться в дисциплинах самостоятельно. Но в
том-то и парадокс, что школа - это не только учеба.
ТЫ МНЕ ДРУГ, ИЛИ…?
Разделим условно школьников на типы в зависимости от их успеваемости и взаимоотношений с другими учениками.
"Доставалы".
Это, в основном, ученики, отстающие по всем предметам. Их постоянное:
"дай списать" настолько "достает" одноклассников, что просьбы часто
остаются без удовлетворения, а дневник отягощается еще одной двойкой за
домашнее задание.
"Троечники". Учатся неважно, чуть лучше, чем
первый тип. И поэтому они очень гордятся собой, когда возникает
возможность дать списать другому, тем самым демонстрируя свою
значимость. Как правило, "троечники" дают списывать двоечникам, которые
усердно переносят их ошибки в свои тетрадки, вовсю сдабривая своими
собственными оригинальными идеями.
"50х50". Успевают по
одному-двум предметам, в основном или гуманитарного, или технического
направления. Поэтому охотно дают списать задания своим антиподам - тем,
которые нормально ориентируются в каких-то других предметах. Они также
могут бескорыстно дать свою тетрадь "троечникам" и, с меньшей охотой,
"доставалам", не придавая значения оказанной им дружеской услуге.
"Зубрилы".
На переменке, когда все бодро бегут по безотложным делам - кто в буфет,
кто на разведку в учительскую, они стоят перед дверью класса и долбят,
долбят предметы, то опуская глаза в учебник, то поднимая их в потолок.
Трудолюбие в любом случае достойно уважения. Но часто положительные
оценки "зубрил" заработаны еще и с помощью многочисленных услуг,
беспрестанного заглядыванья в глаза учителю и прочих мелких уловок.
Класс единодушно не любит таких учеников, дав им прозвища "зубрил". Это-
те самые, к которым не обратишься за помощью. Заработав свои
положительные оценки потом и кровью, они считают, что "до всего надо
доходить своим умом". Да и за помощью к ним, как правило, никто не
обращается.
"Беспроблемные". Они так легко скользят по
школьной программе, что трудностей в обучении для них не существует
вовсе. Они успевают по всем предметам легко, поэтому для них не стоит
вопроса в том, дать или не дать тетрадь с домашним заданием на
растерзание остальным, помочь или не помочь на контрольной соседу. Им
нетрудно ре-ить и свой и чужой вариант. Одноклассники относятся к ним
исключительно тепло, расценивая их услуги как чисто дружеские.
"Умки".
Это дети, от природы способные как к наукам, так и к межличностному
общению. Как правило, списывать не дают, а объясняют материал на
аналогичных примерах. Но если они видят, что одноклассник бесславно
пропадает на контрольной и решается его четвертная оценка, если нет
времени на объяснения, то первыми приходят на помощь, а уже потом
пытаются разъяснить непонятное. Это- вариант идеальный. Объясняя учебный
материал, они, во-первых, повторяют его и сами, во-вторых, приобретают
себе преданных друзей, которые также выручат его в какой-либо ситуации.
"АНАТОМИЯ" СПИСЫВАНИЯ
Если заглянуть в механизм самого списывания, то это
очень непростое занятие, требующее определенного умения, особенно если
действо происходит во время урока. Давайте проследим за этапами
процесса. Во-первых, списывающий ученик должен "расшифровать" почерк
своего соседа. При "расшифровке" развивается знаковая функция,
способствующая повышению способности абстрактно мыслить. Во-вторых, он
должен полностью оценить ситуацию: увидеть в ней себя и окружающих,
следить, чтобы не увидел учитель и чтобы не "выдали" другие ученики.
В-третьих, необходимо поставить ученика, у которого он списывает, в
ситуацию, при которой он бы дал списать, или списать так, что-бы он не
заметил. Получается, что для того, чтобы "талантливо" списать, ученик
должен обладать, как минимум, следующими умениями: способностью
абстрактно мыслить; адекватно оценивать жизненные ситуации; обладать
коммуникативной компетентностью; способностью быстро адаптироваться к
новым условиям.
И действительно, разве мы с вами не удивлялись тому,
что из наших бывших одноклассников чаще всего более успешными в жизни
оказывались вовсе не те, кто закончил школу с золотой медалью, а те,
которых мы выше условно назвали "троечники" и "50х50"? Приобретенные в
процессе школьного обучения навыки приспосабливаться и моментально
адаптироваться они перенесли во взрослую жизнь.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Списывание списыванию рознь. Интеллект детей, у
которых списывание вошло в привычку, а еще если они списывают бездумно и
все предметы подряд, оставляет желать лучшего. Это- те, которых мы
условно отнесли к категории "доставал". Учителя знают их по письменным
работам, по сочинениям, списанным добуквенно, по цитатам из Белинского,
выданным за свои, по мыслям из тетрадей отличников, до которых им
никогда самим не додуматься... У них "не хватило ума" даже на то, чтобы
переставить слова в открыто заимствованном...
В
третьем классе учительница объяснила, что писать сочинение надо,
опираясь на литературные произведения, и попросила написать дома
сочинение об осени. Денис принес красивым почерком написанный текст,
который начинался так: "Унылая пора! Очей очарованье..." Дальше вы
знаете и сами. Но Денис и предположить не мог, что Пушкина все знают. И,
зачитав "свое" сочинение вслух, гордо ждал заслуженной пятерки...
Конечно, он хотел схитрить, но у интеллектуально состоятельных детей и
хитрости умные...
Еще одна отрицательная сторона
хронического списывания- это привычка к иждивенчеству, которая вырастает
в негативную личностную черту. Привычка делать что-либо за чужой счет,
ничего не давая взамен, как она проявляется в дальнейшей, взрослой
жизни?
Они поженились по большой любви,
живут вместе уже пятнадцать лет и производят впечатление вполне
благополучной семьи. Но ОНА вышла на работу, когда ребенку было восемь
месяцев, работает одновременно на двух-трех работах, прилично
зарабатывает и смогла на свою зарплату купить машину, дачу, содержать
няню для девочки... ОН ездит на ее машине на работу 3 раза в неделю,
зарабатывает ровно столько, сколько надо на бензин и сигареты, и лежит,
лежит, лежит... На вопрос жены, почему же он все время находится в
горизонтальном положении, вяло отвечает: "Депрессия"... На предложение
жены "хоть заняться чем-нибудь умным" ОН вообще бросил работу и поступил
в дневную аспирантуру.
Вы спросите- и это все
оттого, что он списывал? Не только. Разумеется, паразитизм проявлялся не
только в списывании, но и во многих других вещах, и в итоге он стал
личностной чертой и стилем жизни. Но самым главным отрицательным
моментом процесса списывания является то, что оно отучает от способности
мыслить самостоятельно, а это опасно для всех перечисленных нами типов
учащихся.
ЧТОБЫ НЕ ХОТЕЛОСЬ СПИСЫВАТЬ…
Присутствовать рядом со своим ребенком в классе вы не
можете, поэтому давайте предпримем заранее шаги к тому, чтобы ребенок
разумно подходил к процессу списывания и пользовался им только в
необходимых случаях.
Отнесемся к проблеме дифференцирование. Тем
детям, про которых учитель, со вздохом отложив тетрадь, говорит: "Хорошо
хоть списал", то есть интеллектуально несостоятельным, списывание
полезно, потому что таким образом они хоть немного приобщаются к
учебному процессу.
"Доставалам" списывание строго
противопоказано. Их интеллект, и так достаточно слабый, без
самостоятельной работы вовсе перестанет развиваться.
"Троечникам"
иногда списывание показано и пойдет на пользу, так как положительная
оценка будет стимулировать их стремление выйти из разряда троечников.
"50х50"-
тот тип учащихся, которым обмен информацией поможет не только закрыть
неудовлетворительные оценки по предметам, которые его не интересуют, но и
получить о них хоть какие-нибудь сведения, а также сохранить устойчивые
хорошие отношения с одноклассниками.
"Зубрилы" иногда должны давать списывать другим, чтобы завоевать авторитет.
"Беспроблемным"
стоит иногда задуматься- кому давать списывать, а кому нет. Давать свою
тетрадь "на растерзание" без разбор - не равнодушие ли это?
"Умок" учить ничему не надо, у них надо учиться всем остальным.
А
поскольку списывание- это вариант несамостоятельности, предотвратить
этот процесс вы можете, искренне восхищаясь всем, что выполнил ваш
ребенок сам.
Используйте такие фразы:
-
Неужели ты сам это придумал?
-
Потрудился на совесть!
-
На такое приятно смотреть!
-
Видишь, какие у тебя способности?
-
Видишь, ты сам справился!
-
Сложная работа, но ты ее выполнил отлично!