Поведение подростков из детских домов
В России, согласно статистическим данным, в 2005 году в учреждениях внесемейного воспитания проживало более 152 000 детей (что примерно равняется численности населения среднего города), которые остались без попечения родителей по разным причинам: уклонение родителей от своих обязанностей, отказ от детей, жестокое обращение с ребенком и др.
Исследования, проводимые во многих регионах России, показывают, что ярко выраженные девиации в поведении наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся на воспитании в интернатных учебных учреждениях и детских домах. В почти 90 % случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни, в семьях, где родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и нар***ки, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе и познали тяготы взрослой жизни.
Наблюдения и исследования показывают, насколько тяжелы аномалии развития личности детей, оставшихся без родительской любви и ласки в раннем детстве. Эти дети, пожалуй, одно из самых «больных» мест нашего современного общества, ведь даже после Великой Отечественной войны не было такого количества брошенных детей. И самое страшное — эти дети регулярно «пополняют» преступный мир: 40 % воспитанников учреждений внесемейного воспитания склонны к совершению преступлений, 40 % — уже совершили их, 10 % склонны к суициду и только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь. Это последние статистические данные, которые были опубликованы в печати и высказаны в СМИ после выступления президента России о необходимости консолидации усилий, направленных на повышение уровня воспитания и обучения нашего будущего поколения.
Очевидно, что назрела необходимость организации комплексной программной системы воспитательно-реабилитирующей среды отношений, способствующей тому, чтобы стимулы предыдущей среды обитания ослабевали и прежние поведенческие стереотипы сменяли новые формы реагирования и отношений. При этом задачей реабилитационных усилий должно стать формирование стойкого иммунитета к воздействиям асоциальной среды, так как многие воспитанники после выпуска из пенитенциарных учреждений имеют высокий риск возвращения в среду, из которой они поступили.