Проблемное поле:
1. Депривация, как особое
психическое состояние ребенка, возникающее в результате длительного
ограничения в условиях детского дома основных психических потребностей и
выражающееся в следующих типах:
- сенсорной, вызванной недостатком стимулов разной модальности (зрительных, слуховых);
-
когнитивной, вызванной неудовлетворительными условиями для учения и
приобретения различных навыков, хаотичностью внешней среды;
- эмоциональной, вызванной недостаточностью общения со взрослыми, прежде всего с матерью, и сверстниками;
- социальной, возникшей из-за невозможности осуществлять общественную самореализацию посредством освоения социальных ролей.
2. Искаженная структура самопознания:
- дети не осознают и не принимают себя как личность;
-
у них формируются неадекватные социальные ожидания, чаще всего они
ориентируются на внешнее окружение, на приспособление, на признание в
своей среде через физическую силу, агрессию, асоциальные формы поведения
(ложь, кражи, насилие); доминирование защитных форм поведения в
конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт;
- отсутствуют мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым;
-
живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую
совесть, поруку, базируясь на групповом «Мы», не дифференцируют личные
права и обязанности;
- примитивность и неразвитость форм общения, назойливость и потребность в любви и внимании.
3. Несформированность эмоционально-волевой сферы:
- сниженный эмоциональный фон либо повышенный уровень эмоциональной реактивности;
- эмоциональное напряжение, тревожность;
- неумение и нежелание мобилизировать волевые усилия для достижения цели;
- неумение планировать и собственную деятельность, самостоятельно управлять своими действиями.
4. Недостаточное развитие высших психических функций:
- наглядно-образного мышления и логических операций обратимости;
- воображения и образного мышления;
- внимания, слуховой и зрительной памяти
Цель: Поддержание психологического здоровья детей и взрослых.
Обеспечение
коррекционно-развивающего сопровождения социализации м индивидуального
развития ребенка. Внедрение эффективных психологических технологий в
практику образования и воспитания.
Задачи:
1. Поддерживать психологическое здоровье детей и взрослых.
2.
Повышать уровень адаптации детей на различных ступенях образования.
Обеспечивать профилактику и коррекцию дезадаптации у вновь прибывших
детей.
3. Обеспечивать психологическую социальную реабилитацию детей с отклонениями в психологическом развитии.
4. Предупреждать возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей.
5. Повышать интернальность поведения всех участников образовательного процесса.
6. Формировать психологическую культуру, способствовать нравственному самосовершенствованию учащихся:
- возможности преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;
- наличия предпосылок последующего развития в процессе жизнедеятельности;
- сформированности основных возрастных новообразований;
- возможности полноценного функционирования, т.е. выполнения соответствующих возрасту человека социальных и семейных ролей.
7. Осуществлять коррекцию негативного мировосприятия и поведения детей с интеллектуальным недоразвитием.
8. Способствовать интеграции или самоактуализации личности.
9. Осуществлять коррекцию повышенного уровня агрессивности у подростков.
10. Расширять взаимодействие на уровне педагог – психолог – медик - дефектолог.
11. Обогащать коррекционные и развивающие программы.
12. Совершенствоваться в профессиональном плане.
Направление деятельности Задачи Содержание Планируемый результат
Психопросвещение
-
знакомить педагогов с основами детской, педагогической и социальной
психологии; детей – с основами саморазвития и самовоспитания;
- популяризировать и разъяснять результаты психологических исследований;
-
формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать
их в работе с ребенком или в интересах собственного развития Лекции,
беседы, выступления па педагогических советах, семинарах, стажерских
площадках, участие в деловых играх, круглых столах. Приобретены
психологические знания, имеющие непосредственное отношение к решению
конкретных проблем обучения и воспитания детей и используются в
педагогической деятельности.
Психопрофилактика При работе с детьми:
- предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей,
- создание психологических условий, максимально благоприятных для личностного развития.
При работе с педагогами:
- повышение степени осознанности собственного поведения, выработка приемов саморегуляции и коррекции,
-
овладение эффективными педагогическими технологиями с использованием
психологической составляющей учебно – воспитательного процесса,
-
активизация процессов самопознания, осмысление теоретических основ
современных психолого – теоретических исследований с целью использования
их в своей работе. 1. - Беседы с детьми, направленные на темы,
связанные с профилактикой аутоагрессивного и агрессивного характера, на
предупреждение заболеваний и сохранения здоровья; на профилактику
противоправних действий; на рискованное сексуальное поведение, его
последствия и пути предупреждения.
2. Тренинги с детьми по профилактике зависимостей от ПАВ и формированию положительного отношения к здоровому образу жизни:
-
программа «Психопрофилактическая работа с последствиями переживания
экстремальных ситуаций (в начальной школе) «Плохое и хорошее» О.
Хухлаев.
- программа «Легальные и нелегальные нар****ки». «Иматон», С-Петербург.
- программа «Сталкер», С-Петербург.
- программа «Профилактика девиантного поведения подростков» Е. Гедзь, Н. Серебренко.
- программа «Я и они» В. Родионов, М. Ступницкая
- программа «Я и мой выбор» Родионов, М. Ступницкая, О. Кардашина
- Релаксационный тренинг.
3. Тренинги с педагогами, направленные на позитивное взаимодействие педагога с детьми, на формирование у педагогов
личностно-ориентированной позиции
по
отношению к детям, на профилактику девиантного поведения детей, на
умение снимать стресс, эмоциональное напряжение. У детей выработана
собственная положительная модель поведения, социальная компетентность,
отрицательное отношение к употреблению ПАВ. Дети обучены социальным и
здоровьесберегающим навыкам; приемам снятия психологического напряжения.
Снижена
тревожность, стабилизировано эмоциональное состояние детей, повышена
уверенность в своих силах, повышен уровень саморегуляции.
Педагоги
ознакомлены с различными видами профессиональных позиций, определили
собственную профессиональную позицию, ресурсы для формирования активной
профессиональной позиции. Выработана внутренняя позиция по отношению к
воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей
педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.
Психологическое консультирование Разъяснение определенной проблемы, ее анализ и выработка советов или рекомендаций по ее решению, регулированию.
- Проективные диагностические и рисуночные методики, опросники, живая беседа;
- Методические приемы:
• «Давай думать вместе»
• «Психологический контакт»
• «Человечек»
• «Проблемная ситуация»
• «Зеркало»
• «Вербальное пространство»
• «Самохарактеристика»
• Методика полярных профилей
• «Нарисуй свое настроение»
-
Работа с плакатами «Как я справляюсь со своей тревогой», «Как я решаю
свои проблемы», «Как я преодолеваю трудности», «Как я справляюсь со
своим гневом».
- Работа на компьютерных тренажерах «Волна», «Экватор», «Комфорт».
-
Групповые консультации для педагогов. Нейтрализовано внутреннее
сопротивление ребенка, активизирован его интерес к анализу своих проблем
и стремлению к их самостоятельному решению. Замещены нежелательные
модели поведения и паттерны мышления на более продуктивные и
просоциальные. Сформированы навыки психической саморегуляции.
Диагностика
- Обеспечение контроля за динамикой психического развития детей, чтобы
процесс коррекции возможных отклонений в развитии начинался как можно
раньше;
- Определение программ дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития;
- Установление направлений продуктивного развития воспитанников, обнаруживающих особые способности;
- Отслеживание эффективности психопрофилактичекой работы;
-
Проведение сравнительного анализа различных систем, подходов, методов
воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и
выработки соответствующих рекомендаций.
Диагностика эмоционально – личностной и личностно – мотивационной сфер:
• Методика для определения самооценки
- «Какой Я»,
- «Лесенка»,
- опросник Казанцевой Г.Н. «Общая самооценка»,
- опросник «Самооценка».
• Определение типа темперамента
- опросник Айзенка.
• Сила нервной системы
- при помощи теппинг – теста.
• Диагностика эмоциональных состояний
- графические методики «ДДЧ»,
- «Кактус»,
- восьмицветовой тест Люшера,
- методика «Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой.
• Наличие агрессивных установок личности
- методика «Тест руки»,
- т. «Диагностика форм агрессии» А.Басса и Д.Арки.
• Диагностика сферы интересов
- карта интересов Голомштока.
• Диагностика мотивационной сферы
- методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А. Д. Андреевой,
- опросник «Учебная мотивация».
• Шкала оценки тревожности Тейлор.
Диагностика познавательной сферы:
• Диагностика внимания:
- «Корректурная проба»,
- таблицы Шульте,
- методика изучения концентрации и устойчивости внимания,
- методика «Красно – черная таблица»,
- методика «Повторение цифр» Джекобсона.
• Диагностика памяти:
- методики – «Слуховая память» (по А.Р. Лурия),
- «Зрительная память» (по Л.М. Шипициной),
- «Оперативная память»,
- «Долговременная память»,
- «Запомни пару»,
- методика 10 слов,
- компьютерная программа «Узнавание фигур».
• Диагностика мышления:
- компьютерные программы «Простые аналогии», «Сложные аналогии»,
- тест возрастающей сложности Равена,
- методика «Выделение существенных признаков»,
- «Культурно – свободный тест на интеллект»;
- методика «Четвертый лишний»,
- методика «Умение устанавливать связи между понятиями»,
- методика «Выявление существенных признаков»,
- методика «Объясни смысл пословицы»,
- методика «Кубики Кооса».
• Диагностика сформированности приемов учебной деятельности:
- методика «Рисование по точкам»,
- методика «Графический диктант»,
- методика «Узор».
• Диагностика профессиональной готовности.
Учтены
индивидуальные физиологические особенности ребенка при
профилактической, коррекционно - развивающей работе в группах и
индивидуальной работе. Выявлены причины различного рода трудностей в
учебно-воспитательной работе с детьми разного возраста. Намечены пути
преодоления и профилактики отклонений в интеллектуальном и личностном
развитии. Определена помощь и решение сложных вопросов, конфликтных
ситуаций.
Определен уровнень готовности к профсамоопределению, оказана своевременная психологическая помощь.
Коррекционно-развивающее направление Групповая работа:
-
Способствовать образовательно – культурному развитию ребенка, умению
владеть навыками самосовершенствования; формирование коммуникативных
навыков. Развитие коммуникативной культуры личности.
- Предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.
-
Создание условий для осознания причин своей агрессии и принятия
ответственности за ее проявление, обучение приемам нахождения
альтернативных схем поведения в травмирующей ситуации, формирование
индивидуального стиля совладения с агрессией.
- Создание условий для
познавательного, эмоционального, поведенческого саморазвития личности,
для развития личностных устремлений.
- Развитие групповых структур и процессов.
- Формирование системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания.
- Помочь учащимся в подготовке к самостоятельной жизни и формировании психологической культуры.
-
Поиск альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения
собственных потребностей подростков и взаимодействия с окружающими.
- Реабилитация Я-концепции подростка, развитие личностного потенциала.
Индивидуальная работа:
- Развивать ВПФ (в том числе компенсаторные);
- Развивать способности ребенка;
- Повышать учебную мотивацию;
- Расширять представления об окружающем мире;
- Развивать комбинаторные способности;
- Развивать умение планировать собственную деятельность, прогностические способности;
-
Развивать мыслительные операции: навыки соотносительного анализа,
навыки группировки и классификации; умение работать по словесной и
письменной инструкции, заданному алгоритму.
Групповая работа:
• Профилактика дезадаптации:
Младший школьный возраст:
- Программа коррекции и профилактики дезадаптации у первоклассников Р. Рахманкулова.
- Программа «Солнышко» для социально-психологической адаптации детей в начальной школе О. Матвеева.
Средний школьный возраст:
- Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено «Я и школа» Н. Останина, С. Вертипрахова.
- Тренинг сплочения И. Лейбман.
- Программа «Я не такой, как ты, и все мы разные» Т. Евграфова.
• Развитие коммуникативной культуры личности:
Младший школьный возраст:
- Программа «Цикл занятий по игровой коррекции трудностей общения у младших школьников с нарушением эмоциональной сферы»
- Тренинг развития коммуникативных навыков для учащихся первых классов «Приключения веселых человечков» О. Алесенко
Средний школьный возраст:
- Программа «Уроки общения для младших подростков» Н. Слободняк»
- Программа тренинговых занятий для детей с умственной отсталостью «Волшебный сон» Н. Кононович.
Старший школьный возраст:
- Программа социально-психологического тренинга О. Кириенко.
• Предупреждение агрессивного и конфликтного поведения:
Младший школьный возраст:
- Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!» О.Адиняева
Средний школьный возраст:
- Развивающая программа для подростков «Искусство жить в ладу с собой и миром» Е. Царапкина
Старший школьный возраст:
- Программа «Поверь в себя» Ю. Зарипова
• Развитие эмоционально-волевой сферы:
Младший школьный возраст:
- «В стране Игрундии» (Занятия с использованием технологических карт) Е. Набойкина
- Программа «Маленький волшебник» О. Рудякова
- Программа «Сказки звездной страны Зодиакалии» Т. Зинкевич - Евстигнеева.
Средний школьный возраст:
- Телесно-ориентированная терапия И. Ганичева.
- Программа «Школа волшебников» Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов.
Старший школьный возраст:
- Программа «Сказочные одежды» О. Шевнина.
- Программа «Культура эмоций» С. Успенская.
• Личностное развитие:
Младший школьный возраст:
- Программа и тренинг гендерного развития детей младшего школьного возраста И. Ткаченко.
-
Коррекционно-развивающая программа по развитию рефлексивного сознания
младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома Н.
Новикова.
- Программа развития самосознания средствами сказкотерапии.
- Программа «Начала этики»
Средний школьный возраст:
- Программа «Я и мы» В. Родионов
- Программа «Ничейная территория» М.Королева, Н. Бегунова
- Программа «Сделай себя сам» (самовоспитание)
- Программа «Научи себя учиться « (самообразование)
- Программа «Утверждай себя» (Самоутверждение)
Старший школьный возраст:
- Тренинг «Уверенность» М. Савченко
- Программа «Трудно быть собой» Т. Гонохова.
- Программа тренинговых занятий «Манипуляция: игры, в которые играют все» В. Родионов, Л. Лангуева.
- Программа «Найди себя» (самоопределение)
- Программа «Управляй собой» (саморегуляция)
- Программа «Реализуй себя» (самореализация)
- Программа «Свобода и ответственность» О. Беляева.
Индивидуальная работа:
Пространственные, пространственно – временные представления:
• Упражнения:
- Отработка понятий «правый», «левый»
- «Разноцветные точки»
- Упражнение на усвоение пространственных отношений на, над, под, за, перед.
- Составление фигур из разрозненных деталей
- «Лабиринт»
- Зима и лето»
- «Весна и осень»
- «Неделя»
- «Сегодня и завтра»
- «Сегодня и вчера»
- «Позавчера и послезавтра»
Развитие переключения и распределения внимания. Развитие устойчивости внимания.
• Упражнения:
- корректурная проба;
- отыскивание чисел по таблицам Шульте;
- Два дела одновременно;
- Счет;
• Игры:
- «Числа»;
- «Найди отличия»;
- «Поем вместе»;
- «Запрещенные движения»;
- «Поиск предмета»;
- «Самый внимательный».
• Игры:
- «Исправь ошибки»;
- «Самый внимательный и наблюдательный»;
- «Играем в считалки»;
- «Передай смысл стихотворения»;
- «Пишущая машинка».
Работа с карточками.
Развитие слуховой памяти:
- Игра «Прогулка в картинках»
- Воспроизведение рассказа
- Игра «Слова»
- Упражнение «Смысловая память»
- Игра «Запоминаем, рисуя»
- Игра «Песни»
- Игра «Кто больше запомнит»
- Упражнение «Мысленные образы и эмоции»
Развитие зрительной памяти:
- Игра «Где спрятана игрушка?»
- Игра «Запомни картинки»
- Игра «Какой игрушки не хватает?»
- Игра «Прогулка в картинках»
- Игра «Рисуем по памяти узоры»
- Упражнение «Карточки с геометрическими фигурами»
- Упражнение «Назови, какие предметы видел»
- Игра «Парочки» (насекомые)
- Игра «Парочки» (птицы)
- Игра «Парочки» (растения)
- Игра «Сказки о животных»
Развитие наглядно-действенного мышления:
- Игра «Сложи узор»
- Игра «Маленький дизайнер»
- Игра «Хамелеон»
- Игра «Мозаика»
- Игра «Пентарадуга»
- Игра «Лесной лабиринт»
Развитие наглядно - образного мышления:
- Игра «Вьетнамская игра»
- Игра «Волшебный круг»
- Игра «Тетрис»
- Игра «Радужное лукошко»
- Игра «Мир животных»
- Игра «Заколдованные фигуры»
Развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать:
- Игра «Заколдованные фигуры»
- Игра «Логические цепочки»
- Игра «Подбери по смыслу»
- Игра «Что не подходит?»
- Игра «Ассоциации»
- Игра «Логическая мозаика»
- Игра «Животный мир»
- Игра «Короткие истории»
- Игра «Уникуб»
Обеспечена успешная адаптация детей к новым условиям.
Ребенок
умеет уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих
реальных возможностей; эффективно взаимодействовать, общаться;
справляться с волнениями и стрессом; делать выбор и принимать решения; критически мыслить; сопротивляться и противостоять.
Ребенок
ориентрован на сотворчество; уверенное, спокойное поведение. У него
обогащен внутреннеий мир, он умеет различать эмоциональные ощущения и
связанные с ними физические состояния, повысилась саморегуляция в
общении и поведении.
Ребенок освоил навыки саморегуляции, умеет
применять методы выстраивания отношений; понимает коммуникативные
ситуации, умеет адекватно реагировать в ситуациях общения.
У ребенка сформированы социально адекватные формы поведения, рефлексивная культура личности.
У
него выработана адекватная модель поведения; восстановлено чувство
доверия к себе и другим;. создана новая когнитивная модель
жизнедеятельности. Ребенок может осознать и предупреждать эмоциональные
нарушения посредством поведенческих изменений.
У ребенка сформировано
чувство психологической защищенности, он получил опыт проживания
эмоциональных кризисов, умеет поддерживать необходимую дистанцию по
отношению к негативным эмоциям и сохранять психологическую целостность.
Ребенок
получил опыт преодоления трудностей. У него развито самосознание:
потребность в познании себя, окружающего мира, повышен интерес к
восприятию своей личности другими.
Он знает собственные психологические особенности и имеет устойчивую мотивацию к саморазвитию.
Ребенок
умеет презентовать себя, ориентироваться в новой ситуации, не бояться
делать выбор и принимать решения, умеет адаптироваться к некомфортным
обстоятельствам, находить необходимые знания и применять их, достигать
компромиссов, понимает взаимосвязи глубже поверхностных и спокойно
допускает различие точек зрения.
Сформированы понятия «Правое»,
«Левое». Хорошая ориентируется в собственном теле, сформировано умение
ориентироваться в пространстве от себя, на плоскости, Понимает временные
последовательности.
Внимание у ребенка стало произвольным, устойчивым, не затруднена переключаемость, хорошая концентрация.
Ребенок имеет достаточный объем кратковременной слуховой памяти – 6-8 слов
Ребенок имеет достаточный объем кратковременной зрительной памяти – 7-8 картинок из 10 запоминаемых
У
ребенка сформировано умение действовать по словесной инструкции, без
образца. Сформировано умение устанавливать последовательность событий,
умение видеть скрытый смысл. Самостоятельно устанавливает аналогии.
Исключает лишний предмет по существенному признаку, обобщает. При
классификации и сравнении предметов ребенок опирается на существенные
признаки.