К особой группе можно отнести подростков с девиантным поведением с
риском суицида. Саморазрушительное поведение принято относить к
аутоагрессии, одной из форм которой является подростковый суицид.
Саморазрушительное
поведение рассматривается как акт отчаяния, неспособность дальше
руководить своей жизнью. Подростковый суицид в основных чертах повторяет
взрослый, но вместе с тем имеет свою специфику, обусловленную
возрастными особенностями. Подростковый суицид часто подражателен, имеет
черты героического или романтического поведения с элементами игры и
демонстрации.
Психологический смысл подросткового суицида — крик о
помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего
желания умереть у подростков, как правило, нет; представление о смерти
крайне неотчетливо и инфантильно. Смерть представляется в виде
желательного сна, отдыха от невзгод, в ней видится способ наказать
обидчиков.
Суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Конфликт
представляется подростку как крайне значимый, вызывая внутренний кризис
и драматизацию состояния. В связи с этим суицидальное поведение
регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием и обоснованием.
Риск суицида у подростков провоцируется рядом факторов:
1.
Детство, проходящее в неблагополучных семьях: тяжелый психологический
климат в семье, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм,
беспризорность, заброшенность подростка, отсутствие опоры на значимого
взрослого.
Детство, протекающее в психологически разрушенных семьях:
отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без
ласки, критичность к любым действиям подростка. Особую опасность
представляют скрытые, непроявленные и внешне бесконфликтные ситуации:
неадекватные стили воспитания и обращения с ребенком, ненормальное
подавление самостоятельности, несвобода, бесконечное морализаторство,
поучения; несправедливые наказания и ограничения. Также актуальна
проблема насилия над ребенком и жестокость по отношению к нему.
Отсутствие
у подростка друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные дети
занимают низшие ступени в статусной иерархии группы, часто подвергаются
насмешкам, физическому и психическому насилию.
Психологическая
неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт,
морфологические дисгармонии и анормальности развития организма,
психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера.
Исследования показывают, что к суициду более склонны подростки со
следующими видами акцентуаций характера: агрессивный, эмотивный,
сенситивный, истероидный, астенический.
Личностные особенности
подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации,
импульсивность, низкий самоконтроль, внушаемость, бескомпромиссность и
отсутствие жизненного опыта. Суицидальная готовность выше у подростков с
пониженным фоном настроения, неудовлетворенностью их запросов, с
признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и
самовыражении.
Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:
•
безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок
не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их
решение;
• беспомощность, бессилие, невозможность планировать
события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и
обстоятельствами;
• чувство неполноценности, никчемности, незначимости;
• чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает.
Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:
• противоречивость, двойственность намерений: высказывается желание умереть, но это — зов о помощи;
•
быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро
вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного
поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки;
•
апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное
времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия: подросток
«тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в
поведении характерно оцепенение и сонливость;
• неспособность
планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее
спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя,
отрешенность от забот и тревог; уход в мир аутических фантазий, признаки
бегства от реальности;
• низкая толерантность к конфликтам,
нарастание немотивированной агрессивности; высокая ранимость и бурные
реакции на неудачи;
• выраженное чувство вины, стыд за себя,
отчетливая неудовлетворенность собой, признаки невротического развития.
Внутренние переживания могут маскироваться бравадой, дерзостью,
вызывающим поведением;
• употребление алкоголя, нар****ков, токсических веществ.
Большинство
специалистов рассматривают суицид как предельную форму
аутодеструктивного поведения, включая любую осознанную внешнюю или
внутреннюю активность, направленную на устранение себя из жизни.
Внутренние формы суицидальной активности:
• Суицидальные мысли, фантазии на тему смерти (заснуть и не проснуться; «Если бы я умер...» и т. п.).
• Суицидальные замыслы: продумываются способы самоубийства, планируются средства и время.
• Суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент — подросток настраивает себя на определенные действия.
Внешние формы суицидальной активности принято разделять на две группы:
• Суицидальные попытки — целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью.
• Завершенный суицид — действия заканчиваются смертью.
У
подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и
попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое
предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При
таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и
избирает суицид как способ влияния на жизненные условия и людей, от
которых зависит исправление этих условий.
В практической работе
психологов эта особенность подростковой аутодеструктивности имеет важное
значение, поскольку дети не ищут смерти как таковой и не стремятся к
сознательному нанесению вреда себе. С ними необходимо проводить как
коррекционную работу (исправление саморазрушительных установок и
развитие конструктивности), так и профилактические мероприятия
(выявление подростков группы суицидального риска, в том числе
посредством психодиагностики). Особое внимание следует обращать на
подростков с акцентуациями характера, изолированных и отверженных в
среде сверстников, имеющих опыт незавершенного суицида.
Самым
оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков
является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют
возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные
ситуации.
Перед включением в коррекционную группу с подростком
необходимо провести серию консультативных бесед с целью минимизации
риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться
следующих правил:
Выслушивание. Подростка часто пугают собственные
намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность
говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов,
чем говорить.
Банализация — снятие представлений об исключительности
страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и
уникальной, он подавлен ею и не способен критически посмотреть на нее.
Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного
опыта и отсутствия понимания, что в конечном итоге все проходит.
Эстетический
подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после
смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида
является описание, как будет выглядеть их труп.
Напоминание об
обязанностях и связях с близкими. Следует искать в окружении подростка
близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
Взвешивание
плохого и хорошего. Подростку следует помочь сосредоточиться не только
на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить» представления
о том хорошем, что есть у него в жизни.
Контрастирование. Известно,
что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше.
Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают
бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.
Использование
имеющегося опыта решения проблем. Подростку следует напомнить его навыки
в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения
настоящей ситуации.
Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти
подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться:
сила воли, физическая сила, терпение.
Позитивное будущее. Следует
помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради
реализации которых подросток будет стремиться вперед.
Структурирование
действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на
ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
Переключение
на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах,
занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими
объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.
Расширение
круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия,
которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить
занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.
Специалистам,
работающим с подростками-девиантами, склонными к суициду, следует
помнить, что стыдить их за суицидальные попытки нельзя, не следует и
недооценивать вероятность совершения ими попыток самоубийства, в том
числе повторных.