Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают целый ряд
свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для
девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой
сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы,
особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны,
раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их
общение с окружающими и создает значительные сложности при их
воспитании.
Для полноценного существования подросток нуждается в
постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его
стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое
сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает
возможности для развития. С другой стороны, преодоление сопротивления
удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что
при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к
деструктивным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям.
Подростковые
девиации отличаются высокой личностной включенностью, заниженной
критикой к совершенному проступку и возможностью рецидива. Причем
зачастую самим подростком проступок оценивается как выражение
самостоятельности и некого «геройства».
Наиболее чаще
несовершеннолетними совершаются правонарушения в отношении сверстников
или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и
безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют
агрессию.
Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от
своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более
непосредственно выражают свою агрессию. Агрессивные подростки,
нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых
они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее
доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и
агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение,
подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие
подростки действуют практически во вред себе, так как в результате своих
действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль
представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения.
Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное
отношение общества и является серьезным барьером в установлении
конструктивных контактов между личностью и ее окружением.
Агрессивное поведение подростков подразделяется специалистами на две группы:
Несоциализированные
формы агрессивного поведения, которые не носят враждебного характера и
не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку.
Социализированные
формы агрессивного поведения, характеризующиеся враждебностью и имеют
своей целью причинение ущерба или боли другому человеку.
Мотивы
собственного поведения могут осознаваться подростком, но чаще совершение
агрессивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными
тенденциями. Психологической целью агрессии может быть как причинение
страдания и вреда жертве, так и достижение иных результатов. Наиболее
распространенными целями агрессивного поведения могут быть:
• причинение боли жертве;
• месть за перенесенное страдание;
• причинение ущерба;
• доминирование, власть над другим человеком;
• получение материальных благ;
• аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;
• самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;
• защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;
• отстаивание автономии и свободы;
• завоевание авторитета в группе сверстников;
• удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
• привлечение внимания.
Специфической
особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является
зависимость подростка от группы сверстников на фоне крушения авторитета
взрослых. В этом возрасте умение быть агрессивным друзьями часто
воспринимается как наличие силы. Любая подростковая группа имеет свои
ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены
ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы
усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение
безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности.
Последние широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и
внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом,
переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и
преданность группе.
В отдельных случаях инициаторами агрессивного
поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в
силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с
помощью агрессии. Проявление агрессивности определяется статусом
подростка в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у
лидеров и «отверженных». Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют
свое первенство, а отверженные группой посредством агрессии показывают
неудовлетворенность своим положением.
Почему подростки, осознавая,
что поступки группы являются часто нарушением законов или общественных
норм, все-таки остаются в этой группе? Этим вопросом озадачены
психологи, социологи, педагоги и психиатры. Однозначного ответа дать
невозможно, так как уровень вовлеченности в противоправную деятельность
зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных
установок и микроклимата, в котором он воспитывается, от уровня
терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей
ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Тот факт, что,
несмотря на повторные и серьезные наказания, агрессивное антисоциальное
поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу,
что такой нарушитель практически не способен учиться на собственном
опыте. Возможно, это связано с тем, что заслуженное наказание
практически никогда не следует немедленно за проступком или не наступает
вовсе.
По детерминации поведения можно выделить несколько групп агрессивно-девиантных подростков:
Ситуативный нарушитель. Противоправные действия преимущественно спровоцированы ситуацией.
Субкультурный нарушитель. Идентифицирует себя с групповыми антисоциальными ценностями.
Невротический нарушитель. Асоциальные действия выступают следствием внутриличностного конфликта и тревоги.
«Органический»
нарушитель. Совершает противоправные действия вследствие мозговых
повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной
недостаточности и эффективности.
Психотический нарушитель. Девиантные
действия возникают по причине тяжелого психического расстройства,
психоза, помрачения сознания.
Антисоциальная личность.
Антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием личностных
черт — враждебностью, недоразвитостью высших чувств, неспособностью к
близким доверительным отношениям.
Таким образом, агрессивное
поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные
внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей,
индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.