Решение конфликтов в школе

 В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тог¬да, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт - одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную си¬лу коллектива».
Но нельзя думать, что конфликты вообще имеют только отрицательное влияние на личность и деятельность. Все дело в том, кем, когда и насколько эффективно он разрешается. Уход от неразрушающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.
Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.
1) Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент. Надо выполнить определённые действия с бумагой. Задача: точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.
 Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол. А теперь посмотрите, что у каждого получилось?
Разные узоры, безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна.
Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
Что же такое конфликт?
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика про¬тив несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Наша с вами задача требует умения доносить информацию до учеников так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена.
2) Проведем упражнение «Ты-Я-высказывания» (раздать карточки участникам семинара).
Например №1
«Ты- высказывание» «Я-высказывание»
Ты никогда меня не слушаешь! Когда я вижу, что те не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно со мной?
Мне не сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос-задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя ведешь! В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
 Проанализируйте эти высказывания
 Какие высказывания вы чаще используете в соей речи?
Зачастую в сложных, напряженных ситуациях, мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников, а порой и коллег.
Вы всегда ведете себя шумно!
Ты как всегда не голов к уроку!
У тебя уже целую неделю, нет ручки!
Такие «Ты - высказывания», которые слышат ученики обычно вызывают ответную реакцию, они отвечают педагогам отрицанием, обидой, защитой.
«Я-высказывания» характеризуют описание собственных чувств, переживаний по отношению к данной ситуации. Так как эти чувства вы высказываете без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляете за учеником возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
Иными словами «Я-высказывания» передают другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.
В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.
При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.
Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т. д.
Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя.

3)Проведем еще одно задание, нужно запомнить формулу:

Ситуация+ Я чувство+ Объяснение

a) Попробуйте объективно описать события, ситуацию:
Когда я вижу, что….
Когда это происходит..
б) Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации:
Я чувствую..
Я огорчаюсь..
Я не знаю, как реагировать..
в) Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания:
Потому что, я не люблю…..
Мне бы хотелось…
Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал урок…
Мне неприятно видеть, как ты списываешь…
г) Представить как можно больше альтернативных вариантов:
Возможно, тебе стоит поступить так..
В следующий раз сделай..
д) дать дополнительную информацию ученику относительно проблемы
( объяснение).

Овладев техникой «Я-высказывания» вы сами убедитесь в их эффективности.
4) И, конечно, мы должны помнить о следующих правилах:
Быть сдержанным
Четко транслировать общечеловеческие ценности
Не позволять себе проявление эмоциональных всплесков и бурных проявлений
Уметь выслушать собеседника
Никогда не оценивать поступок, а только высказывать свое отношение к данной ситуации, поступку
Избегать обобщающих слов: всегда, никогда, никто, ничего
Не использовать намеков на прошлые события, дела, воспоминания, они вызывают только негативные эмоции и не приводят к конструктивному выводу.
Например: Опять ты обзываешься, вчера Петю обозвал, на прошлой неделе, как со мной разговаривал? И сейчас ты ведешь себя не корректно.

Мы познакомились с первым шагом пояснения конфликтной ситуации. Это конструктивный способ разрешения конфликтов, тогда выигрывают две стороны (учитель и ученик).
Это активное слушание выслушать, уточнить в чем состоит проблема, что хочет, что нужно, что затрудняет)
И после этого говорить о своем желании или проблеме использую «Я-высказывание».

5) Мы завершаем нашу первую встречу и упражнение «Подарок» будет прекрасным финалом нашей встречи.
Инструкция.
Здесь в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Предлагается выбрать листок в виде звездочки, а на обратной стороне которого написано пожелание. И помните, что вероятно, ничто не случайно. То, что подскажет ваш подарок,-предназначено именно вам.

Примеры пожеланий:
Чтобы контролировать ситуацию надо оставаться спокойным
Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника
В споре умей выслушивать собеседника до конца
Уважай чувство других людей
Любую проблему можно решить
Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься
Не сердись, улыбнись
Начни свой день с улыбки
Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего
Взгляни на своего обидчика- может, ему просто нужна твоя помощь
Раскрой сердце, и мир раскроет свои объятия
Всегда внимательно выслушай своего собеседника