Технология Мозартика

Методика применения игровой технологии Мозартика

Методика относится к группе проективных психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических методик.
Мозартика – новая игровая технология, представляющая собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа и обладающая значительным развивающим и реабилитационным потенциалом. Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение психолога за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на основе созданного игрового сюжета.
Мозартика позволяет определить эмоциональное состояние, в том числе состояние посттравматического стресса, выявить внутренний конфликт, личностную проблему, получить представление о межличностных взаимоотношениях играющего. Методика развивает когнитивные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, а кроме того, внимание, речь, креативность мышления, взаимодействие межполушарных структур, самостоятельность, произвольное поведение, прививает формы общения и сотрудничества, навыки самоконтроля и эстетический вкус.
Мозартика похожа на мозаику и паззлы, но в ней нет заданности, наоборот, значительно активизируется фантазия ребенка и предоставляется полный простор для самовыражения. В отличие от рисования, аппликаций и коллажа мозартика доступна для любого, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству.
В кабинет психолога обращаются классные руководители, воспитатели с жалобами на поведение ребенка: ребенок  агрессивен, нервничает, проявляет вспышки гнева. Я использую «волшебную палочку» - игру «Туманы» для установления контакта с воспитанником и для выяснения причин деструктивного поведения. Основная задача: знакомство с внутренним миром ребенка и диагностика его эмоционального состояния.

Игра «Туманы» позволяет ребенку построить динамическую модель своего внутреннего эмоционального настроения через ассоциативное взаимодействие с цветами времен года. Игровое поле состоит из 4 прямоугольных картин, на каждом – сезонно окрашенное пространство за окном, птичка, растительный мир и фрагмент декоративной рамы. Фантазийные фигурки раскрашены пятнами сезонных цветов трапеции, круговые элементы и «палочки».
Инструкция:
«Тебе предлагается красивая и интересная игра. Она состоит из игрового поля и игровых фигурок, из которых можно собрать картинку, композицию. Собери».
Обработка и интерпретация результатов:
Методика требует от исследователя профессиональной психодиагностической, психокоррекционной и психотерапевтической подготовки, так как методика Мозарт - терапия включает в себя методы психоанализа, игротерапии, арт – терапии.
Хотелось бы поделиться опытом применения данной игры при работе с воспитанниками. Особое внимание хочу уделить тому, что я работаю с учащимися с нарушенным интеллектом. Речь скудна, предложения простые, малораспространенные. Эмоционально-волевая сфера развита слабо. Особенности умственно отсталых школьников хорошо описаны С.Я. Рубинштейн.

Примеры встреч.

Максим П., 1 класс
1 сентября. В 1 класс пришли ученики, до этого не обучающиеся в школе (только по направлению ПМПК учащиеся обучаются в специальной (коррекционной) школе). Вдруг случилась истерика у одного из первоклассников. Кричит навзрыд, успокоить не удается. Мама ушла. Привели к психологу. Предлагаю пройтись по кабинету, знакомлю с игрушками. Отвлекается на 1-2 мин и опять плачет. Предлагаю сыграть в игру   «Туманы». 2 мин рассматривает детали, выкладывает окружность и начинает опять плакать.
- Максим, что у тебя получилось?
- Спасательный круг …

Гена Н., 6 класс
Выбрал картину «Осень». После объяснения возможностей мозартики, сложил 2 человек: мальчика и девочку.
- Кто они друг другу?
- Дружат.
- Что-нибудь еще хочешь добавить?
После 2-х минутной паузы начинает выкладывать зонтик, закрывающий одного их героев. Потом этот зонтик превращается в рамку, которая окружает пару. Очерчивает границу, помещая их в одну зону. В круге появляется и солнышко, облачко.- Мне кажется, что ты их как бы защищаешь, или я ошибаюсь?
- От кого мне их защищать? Да нафиг надо. (внимательно смотрит, думает о чем-то)
- Хочешь еще что-нибудь добавить?
Начинает выкладывать новую фигуру человека. Это уже больше похоже на взрослого, более крупные детали, на голове – корона или шляпа.
- Кто это?
- Этот человек завидует им, мешает дружить.
- Как он может помешать им?
Пауза.
- Еще что-то хочешь добавить?
- А как можно сделать собаку?- Давай попробуем. Предлагаю некоторые детали. Но в основном он берет свои. Получается хорошо. Понятно, что собака. У нее открыта пасть, по размерам большая. Выкладывает под картиной, на самой картине места нет.
- Эта собака, чей друг?
- Этого, который завидует. Она тоже мешает им дружить.
- Что можно сделать для того, чтобы они перестали им мешать?
- Не знаю.
- Эта твоя картина. Ты можешь сделать на ней все, что хочешь ты.
Убирает и собаку, и взрослого.
Затем убирает контур, в котором находились друзья.
- Если они теперь не мешают. Что будет делать эта пара?
- Они пойдут домой. Начинает выкладывать дом. Многоэтажный. Дорожка к паре.
Выкладывает солнце (правый верхний угол), облако.
- Облако принесет им перемены, хорошее настроение.
- Что-то еще хочешь изменить?
- Нет, все хорошо. Пусть так будет.
- Спасибо за работу.

Миша К. Обучается в 9 классе. 
По просьбе кл. руководителя произошла встреча.  С подростком происходят непонятные вещи, тревожность. Обычно подросток спокоен, активен, является лидером в классе.
Подросток зашел робко.
Объяснила, кто такой психолог, о конфиденциальности  и о правилах работы. (анонимность, добровольность)
Начал рассказ.
- Опиши сон.
- Поле. По середине поля колодец. Я заглядываю в него, а там пусто и темно.
- Какие ощущения ты испытал, проснувшись?
- Холодно. Пот. Неприятно.
- Как давно произошел это сон?
- Две ночи подряд снится.
- Как ты думаешь, может ли он тебя о чем-то предупреждать?
- Не знаю. Может об опасности.
- ??? какая опасность может тебя подстерегать?
- Глупость какая-нибудь.
- Что ты имеешь в виду?
- Машина собьет.
- Да, такое возможно. Это изменить мы не можем. Такое с каждым может случиться. Что еще может тебя расстроить?
- Болезнь.
- Что ты имеешь в виду?
- Бабушка перенесла инсульт. Сейчас чувствует себя хорошо. Я живу с ней, помогаю по хозяйству. Приезжает тетя. Это произошло, когда я был в школе. С бабушкой очень близки, я переживаю за нее. Дом большой в …., я там помогаю.
- Когда это произошло?
- Полгода назад.- Как тебе кажется, почему именно сейчас пришел этот сон?
- Может, потому что я сам заболел? У меня заложен нос, горло болит, голова кружится.
- Возможно. Но это разные болезни. И возраст у вас разный.
- Оставим временно эту опасность. Давай вернемся к другим. Что-то еще тебя беспокоит, волнует? Школа? Экзамены?
- Так себе. Нет. Все нормально.
- Тогда давай попробуем изобразить трудную для тебя ситуацию.
- Я не БУДУ РИСОВАТЬ!!!
-  Я тебя об этом и не прошу. Есть разные способы ее изобразить. Можно с помощью пластилина, бумаги, проволоки, а можно с помощью вот этой игры. Она называется «Туманы». Попробуешь?
- Давайте.
- Инструкция.
Выбрал лето. Правильно подобрал оттенки. Когда была объяснена инструкция, убрал поле, начал выкладывать на столе.
Оставила его одного. Выкладывал минут 10.
- Я все.
- Я рада, что у тебя получилась картинка. Посмотри ее как бы со стороны. Что ты на ней видишь?
- Здание. Люди.
- Что это за здание?
- ….
- Кто эти люди?
- ….
- Тебе приятна эта картина?
- Нет. Она неприятная.
- Что именно здесь неприятно?
- Здание.
-  А люди?
- Люди приятны. Хорошие.
- Правильно ли я понимаю, что эти люди идут в это неприятное здание. Что их ждет неприятное известие? Или ситуация? Или Разговор?
- Да.
- Они могут не попасть в это здание? Не ходить туда?
- Нет. (слезы в глазах, скрывает)
- Значит, они должны пойти туда, узнать что-то неприятное,  не хорошее.
- Да.
- Посмотри еще раз на свою картину. Что-то хотелось бы тебе изменить? Добавить, исправить?
- Может солнце добавить?
- Сделай это.
- Посмотри еще раз на картинку. Доволен ли ты работой? Что-то хотелось бы изменить, добавить.
- Нет, я доволен.
- Спасибо за работу. Собирай детали.
 Собирал очень медленно. Буквально по одной, как будто хотел о чем - то спросить, или думал о чем-то.
- Что-то тебе хотелось еще сказать, спросить, добавить. Поделись мыслями.
Пауза. (После того, как собрал все)
- Спасибо, мне надо подумать. Я еще зайду.
- Хорошо. Я буду тебя ждать.
После я поговорила с классным руководителем. Состояние М.К. улучшилось. К сожалению,  мне не удалось сфотографировать это изображение. Я его изобразила схематично. Здание было выложено разными деталями, бесформенными, неприятными, как будто из камня.

Рафик Л., 4 класс
Привела кл. руководитель. Ребенок взволнован, нервничает, не дает проводить урок.
- Что случилось, Рафик?
- Да. Я нервничаю. Я вчера пришел со школы, а маму с Ваней забрали в больницу. Я ни чего не знаю. Мама утром папе звонила, Ваня лежит в реанимации. Папа ни чего не говорит, я сам понял по разговору. Папа сегодня на работу не пошел. Остался с Кирюшей (брат 5 лет).
 - В больнице работают профессионалы. Они смогут помочь твоему брату.
- Ага, дедушка в больнице умер. Ему ни кто не помог.
- Давай попробуем поиграть в игру Мозартика. Инструкция
Выполняет молча.
На картинке «Осень» появляется мама и трое детей, солнышко «под уголок» в левом верхнем углу.  
Беседа по картине. Все нравится. Добавить?
-Папу. Для него деталей и места не хватает. Пробует, потом убирает все детали. Объясняет:
- Он нам не родной. Он пришел, когда Кирюше было 2 года. Мама работала, бабушка жила.
Работой доволен.
- Не хочу больше разговаривать. Можно просто посидеть? Мне бы к маме позвонить, узнать, как дела.
- Да, располагайся где тебе удобно. Взял мешочек с косточками. Мял его. Подкидывал. Сидел на диване. Потом задремал. Проснулся, сказал, что отдохнул и пошел в класс.