От слова к рассказу.
Вариант 1:
ЗАДАНИЕ 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.
Слова:
поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.
ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, что получилось.
ЗАДАНИЕ 3. Вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.
Вариант 2:
Слова:
дружба, весна, крокодил, цветы, катастрофа, песни, деньги, горе, болезнь, январь.
Задания те же.
Вариант 3:
Слова:
пожар, вечер, ягоды, лужа, праздник, паровоз, требование, утенок, заявление, голос, курсант.
Задания те же.
Игра "Поиск общих свойств"
Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.
Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т. д.
За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.
Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как “сделаны человеком”, “имеют глубину”, но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.
При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.
Построение сообщения по алгоритму
Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. К примеру, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно пропустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии).
Задание дисциплинирует и углубляет мышление
Говори наоборот
Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
Покажи одинаковые предметы
Ребенку предлагается 15 одинаковых предметов, необходимо найти среди них:
- металлические; - длинные;
- съедобные; - деревянные;
- тяжелые; - маленькие;
- мягкие; - прямоугольные;
- белые; и т.д.
- круглые;
Кто кем будет?
Ребенок отвечает на вопросы: «Кем будет (чем будет)…?
- яйцо; - мука;
- цыпленок; - железо;
- мальчик; - кирпич;
- желудь; - ткань;
- семечко; - ученик;
- икринка; - больной;
- гусеница; - слабый;
Необходимо учитывать возможность нескольких вариантов: яйцо – птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
Кто кем был?
Ребенок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше:
- цыпленок; - лягушка;
-лошадь; - бабочка;
- корова; - хлеб;
- дуб; - шкаф;
- рыба; - велосипед;
- яблоня; - рубашка;
- ботинки; - сильный;
- дом;
Дома зверей
Цель: развитие логического мышления.
Необходимо шесть фигурок различных зверей, различающихся по величине (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь). Рисунки должны быть одинакового размера. Для каждого зверя свой домик, дома – разной величины (17, 15, 13, 11, 9 и 7 см).
Задания:
1. Расселить зверей.
2. Звери пошли гулять. Зайчик вспомнил, что забыл морковку – найти его дом, и т.д.
Вместе расскажем историю
(2-6 человек)
Цель: учить замещать условные обозначения (значки) соответствующими словами, соблюдая заданную последовательность.
1. Картинка (20х20 см) – девочка гуляет по лесу с корзинкой. Кругом растут грибы, ягоды, цветы. Девочка стоит у куста.
2. Текст рассказа, в котором те или иные слова заменены определенными значками – геометрическими фигурами или цифрами.
3. Полоска (10х20 см) с изображениями геометрических фигур (цифр) и соответствующие им парные картинки (шифр).
4. Полоска (2,5х20 см) с геометрическими фигурами (цифрами), указывающими последовательность слов, которые должны произносить дети.
Детям дается полоска бумаги, на которой в определенном порядке размещены цифры или геометрические фигуры. Отдельно дается шифр.
«Сейчас мы вместе прочитаем рассказ. Я начну читать и, если я остановлюсь, смотрите на первый значок вашей полоски, затем – на общую полоску со значками и картинками и называйте тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа».
Взрослый медленно читает рассказ, время от времени останавливаясь. Дети называют слова, соответствующие цифрам или геометрическим фигурам.
Текст.
Пошла девочка гулять в (4). Вдруг в лесу заметила (7), усеянный крупной, красной (3). Стала (5) собирать ягоды, раздвинула ветки куста и увидела там (6). Тут девочка заметила, что над нею вьется и тревожно пищит (8). Девочка осторожно опустила ветки и тихонько отошла от куста. Села она поодаль и стала смотреть. А птичка кинулась к гнездышку и скрылась в ветвях куста. Девочка еще погуляла в лесу. Набрала много (1), ягод и (2). А потом вернулась домой и обо всем рассказала (9).
Полоска с цифрами указывает последовательность слов, которые должны произносить дети:
4 |
7 |
3 |
5 |
6 |
8 |
1 |
2 |
9 |
«Шифр»
1 – грибы
2 – полевые цветы
3 – ягоды малины
4 – лес
5 – девочка
6 – гнездо с яйцами
7 – куст
8 – птица
9 – мама.