1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.
Структура дефекта:
Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания,
специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы,
социального опыта и социальной адаптации).
Д3 – недоразвитие
познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное,
затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).
Компенсация дефекта.
В основном сохранно конкретное мышление, способны ориентироваться в
конкретной ситуации, ориентированы на взрослого, эмоционально-волевая
сфера более сохранна, охотно включаются в познавательную деятельность.
Коррекция дефекта.
Коррекция в учреждениях 8 вида. Возможно включение в коллектив
нормальных сверстников. Коррекция осуществляется в процессе обучения
общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки,
разностороннего воспитательного воздействия на учащегося. Работа
направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со
взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном
внимании со стороны окружающих; потребности в исследовании предметного
мира; стимулирование психомоторного развития. Также осуществляется
лечебно-оздоровительная работа по укреплению и исправлению общего
физического состояния. Характерно раннее время поражения мозговых систем
и тотальное их недоразвитие, связанное с генетическими пороками или
органическим поражением незрелого мозга.
Примечания.
75% всех УО - легкая степень. Способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично.
2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.
Структура дефекта.
Д1 – минимальное органическое повреждение или функциональная недостаточность центральной нервной системы.
Д2 – нарушение познавательной деятельности (мозаичного характера) в сочетании с эмоционально-личностной незрелостью.
Компенсация дефекта.
Компенсация под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Коррекция дефекта.
Комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие. Обучение в
спец. Школах и классах для детей с ЗПР; обучение по специальным
программам при условии усиленной индивидуальной помощи и охранительного
режима деятельности. Особое значение – развитие наблюдательности,
навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Развитие внимания,
памяти, речи, произвольной регуляции деятельности. Формирование
дифференцированного восприятия языковых средств, накопление активного и
пассивного словаря, коррекция имеющихся речевых нарушений. Специальные
занятия по знакомству с окружающим миром. Обучение изобразительной
деятельности – решаются задачи эстетического, нравственного и
умственного воспитания ребенка.
Примечания.
Наиболее тяжелая форма ЗПР. Обучаемы, способны принимать помощь,
переносить усвоенный навык в новые условия. Нарушения обратимы.
Благоприятный прогноз.
3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.
Структура дефекта.
Д1 – недостаточность общего и психического тонуса (низкая психическая
активность с тяжелой пресыщаемостью); повышенная сенсорная и
эмоциональная чувствительность к световым, слуховым, тактильным,
температурным раздражениям; но особенно к человеку.
Д2 – малая переносимость контактов со средой, людьми – самоизоляция.
Д3 – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности.
Компенсация дефекта.
Аутостимуляторные действия – гиперкомпенсаторная активность для
восполнения недостатка положительных раздражителей извне в виде:
двигательных (раскачивание, прыжки, пробежки), речевых (повторение
отдельных звуков, слов, фраз), поведенческих, интеллектуальных, слуховых
и зрительных стереотипов.
Коррекция дефекта.
Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и
установление контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного
и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также
отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. Ориентация
на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего
расслабления, снятия патологического напряжения, с одновременным
увеличением произвольной активности. Для этого используют различные
приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Вся коррекционная
работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является
установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его
эмоционального взаимодействия с внешним миром. Контакт должен
устанавливаться и поддерживаться в рамках интереса и активности самого
ребенка; важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и
интереснее, чем одному.
Лечебно-педагогическая работа имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Особо важное значение имеют специальные игротерапевтические занятия.
Нужно организовать целенаправленное поведение – четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.
4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.
Структура дефекта.
Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого.
Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).
Компенсация дефекта.
В качестве механизма компенсации появляются своеобразные увлечения
(рисование карт, схем; разведение насекомых и т.д.). Также компенсация
осуществляется за счет сохранных познавательных процессов.
Коррекция дефекта.
Нуждается в активных методах лечения, которые дифференцируются в
зависимости от особенностей ведущего психопатологического синдрома,
клинической формы течения, стадии заболевания и возраста. Ведущее место в
активном лечении занимает терапия психотропными средствами. В
лечебно-педагогической работе большое внимание уделяется музыкальной,
игровой терапии (психодрамы), рисованию.
5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.
Структура дефекта.
Д1 – нейрозаболевания головного мозга (менингит, энцефалит).
Д2 – распад сформировавшихся психических функций (снижение памяти,
неравномерная умственная работоспособность, замедленность и инертность
психических процессов).
Д3 – психические нарушения (повышенная
возбудимость, склонность к аффективным разрядкам, агрессивное поведение,
патология влечения), припадки.
Компенсация дефекта.
Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта.
Коррекция дефекта.
Педагогическая работа дифференцируется в зависимости от состояния интеллекта ребенка, характера и частоты припадков.
Большое значение в педагогической работе имеет образность и наглядность материала. В процессе систематических педагогических занятий очень постепенно тренируют возможность переключаемости ребенка с одного занятия на другое.
Примечания.
Деменция - от латинского - безумие. Возникает после 3 лет.
Интеллектуальный дефект необратим. УО сочетается с текущим заболеванием
нервной системы – эпилепсией (прогрессирующее нарушение интеллекта).
6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.
Структура дефекта.
Д1 – слепо-глухота.
Д2 – отсутствие речи, недоразвитие как отдельных функций, так и общей, ЗПР.
Д3 – огромная депривация.
Компенсация дефекта.
Осязание, кинестетическое восприятие, компенсаторное развитие обоняния.
Коррекция дефекта.
Практические действия с предметами для формирования полноценного образа
предмета. Использование социальных способов действия с вещами,
входящими в непосредственное окружение человека.
Ребенок расценивается как глубоко УО, но он обладает значительным потенциалом умственного развития.