Виды дизонтогенеза

 1. Психическое недоразвитие
Клинический вариант – олигофрения в степени дебильности.

Структура дефекта:
Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.
Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).
Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).

Компенсация дефекта.
В основном сохранно конкретное мышление, способны ориентироваться в конкретной ситуации, ориентированы на взрослого, эмоционально-волевая сфера более сохранна, охотно включаются в познавательную деятельность.

Коррекция дефекта.
Коррекция в учреждениях 8 вида. Возможно включение в коллектив нормальных сверстников. Коррекция осуществляется в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на учащегося. Работа направлена на обогащение эмоциональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со стороны окружающих; потребности в исследовании предметного мира; стимулирование психомоторного развития. Также осуществляется лечебно-оздоровительная работа по укреплению и исправлению общего физического состояния. Характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие, связанное с генетическими пороками или органическим поражением незрелого мозга.

Примечания.
75% всех УО - легкая степень. Способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично.

2. Задержанное психическое развитие.
Клинический вариант – ЗПР церебрально-органического генеза.

Структура дефекта.
Д1 – минимальное органическое повреждение или функциональная недостаточность центральной нервной системы.
Д2 – нарушение познавательной деятельности (мозаичного характера) в сочетании с эмоционально-личностной незрелостью.

Компенсация дефекта.
Компенсация под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Коррекция дефекта.
Комплексное лечебно-психолого-педагогическое воздействие. Обучение в спец. Школах и классах для детей с ЗПР; обучение по специальным программам при условии усиленной индивидуальной помощи и охранительного режима деятельности. Особое значение – развитие наблюдательности, навыков анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Развитие внимания, памяти, речи, произвольной регуляции деятельности. Формирование дифференцированного восприятия языковых средств, накопление активного и пассивного словаря, коррекция имеющихся речевых нарушений. Специальные занятия по знакомству с окружающим миром. Обучение изобразительной деятельности – решаются задачи эстетического, нравственного и умственного воспитания ребенка.

Примечания.
Наиболее тяжелая форма ЗПР. Обучаемы, способны принимать помощь, переносить усвоенный навык в новые условия. Нарушения обратимы. Благоприятный прогноз.

3. Искаженное развитие.
Клинический вариант – РДА.

Структура дефекта.
Д1 – недостаточность общего и психического тонуса (низкая психическая активность с тяжелой пресыщаемостью); повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражениям; но особенно к человеку.
Д2 – малая переносимость контактов со средой, людьми – самоизоляция.
Д3 – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности.

Компенсация дефекта.
Аутостимуляторные действия – гиперкомпенсаторная активность для восполнения недостатка положительных раздражителей извне в виде: двигательных (раскачивание, прыжки, пробежки), речевых (повторение отдельных звуков, слов, фраз), поведенческих, интеллектуальных, слуховых и зрительных стереотипов.

Коррекция дефекта.
Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с аутичным ребенком, преодоление у него сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии. Ориентация на сохранные резервы аффективной сферы с целью достижения общего расслабления, снятия патологического напряжения, с одновременным увеличением произвольной активности. Для этого используют различные приемы аутотренинга и оперантной регуляции поведения. Вся коррекционная работа проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. Контакт должен устанавливаться и поддерживаться в рамках интереса и активности самого ребенка; важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному.

Лечебно-педагогическая работа имеет комплексный характер и включает медикаментозную, психологическую и педагогическую коррекцию. Особо важное значение имеют специальные игротерапевтические занятия.

Нужно организовать целенаправленное поведение – четкий распорядок дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

4. Дисгармоничное развитие.
Клинический вариант – шизофрения.

Структура дефекта.
Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого.
Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).

Компенсация дефекта.
В качестве механизма компенсации появляются своеобразные увлечения (рисование карт, схем; разведение насекомых и т.д.). Также компенсация осуществляется за счет сохранных познавательных процессов.

Коррекция дефекта.
Нуждается в активных методах лечения, которые дифференцируются в зависимости от особенностей ведущего психопатологического синдрома, клинической формы течения, стадии заболевания и возраста. Ведущее место в активном лечении занимает терапия психотропными средствами. В лечебно-педагогической работе большое внимание уделяется музыкальной, игровой терапии (психодрамы), рисованию.

5. Поврежденное развитие.
Клинический вариант – эпилептическая деменция.

Структура дефекта.
Д1 – нейрозаболевания головного мозга (менингит, энцефалит).
Д2 – распад сформировавшихся психических функций (снижение памяти, неравномерная умственная работоспособность, замедленность и инертность психических процессов).
Д3 – психические нарушения (повышенная возбудимость, склонность к аффективным разрядкам, агрессивное поведение, патология влечения), припадки.

Компенсация дефекта.
Лечение основного заболевания позволяет добиться частичной компенсации интеллектуального дефекта.

Коррекция дефекта.
Педагогическая работа дифференцируется в зависимости от состояния интеллекта ребенка, характера и частоты припадков.

Большое значение в педагогической работе имеет образность и наглядность материала. В процессе систематических педагогических занятий очень постепенно тренируют возможность переключаемости ребенка с одного занятия на другое.

Примечания.
Деменция  - от латинского  - безумие. Возникает после 3 лет. Интеллектуальный дефект необратим. УО сочетается с текущим заболеванием нервной системы – эпилепсией (прогрессирующее нарушение интеллекта).

6. Дефицитарное развитие.
Клинический вариант – слепо-глухо-немота.

Структура дефекта.
Д1 – слепо-глухота.
Д2 – отсутствие речи, недоразвитие как отдельных функций, так и общей, ЗПР.
Д3 – огромная депривация.

Компенсация дефекта.
Осязание, кинестетическое восприятие, компенсаторное развитие обоняния.

Коррекция дефекта.
Практические действия с предметами для формирования полноценного образа предмета. Использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека.

Примечания.
Ребенок расценивается как глубоко УО, но он обладает значительным потенциалом умственного развития.