Социализация ребенка в детском саду

Я уже писала про то, что я думаю про социализацию в детском саду и школе. К сожалению, у меня получалось длинно и невнятно. В связи с тем, что мой личный ребёнок не ходит в сад (ура!), я периодически получаю обвинения в том, что я “против социализации”. И я никак не могла найти слов объяснить, что я не против социализации, я просто считаю, что детские концентрационные учреждения ничего общего с ней не имеют.

К сожалению, в учебниках по социальной психологии содержится ошибочное (на мой взгляд) утверждение, что ДОУ являются “агентами социализации”. Но вот смотрите. Агент социализации (как написано в тех же учебниках) – это то окружение, которое призвано “вывести” ребенка в большой мир, научить функционировать в обществе. А садиковская группа и школьный класс – это такая замкнутая ячейка, которая ребенка может научить чему угодно, но не походам в магазин и поездкам на общественном транспорте (что уж говорить о более сложных интеракциях).

Говоря простым языком, социализация – это обучение социальным навыкам. Но ребёнок не может научиться чему-то у людей, которые сами этого не умеют. Психологи поют оды сюжетно-ролевой игре, но и тут у меня есть сомнения. На мой взгляд обывателя, в игре (и в сюжетно-ролевой тоже) ребёнок не обучается действиям и отношениям, а воспроизводит те, которые наблюдал или в которых участвовал ранее. Например, игра в дочки-матери достаточно разнообразна, потому что у ребенка уже есть этот опыт. Но игра во что-то незнакомое или малознакомые будет достаточно примитивной либо непохожей на реальную ситуацию. Как вы думаете: какой ребёнок будет не бояться ходить в магазин, хорошо ориентироваться в нем, не бояться вступать в диалоги с продавцами и другими покупателями: тот, кто часто ходил в магазин с мамой или тот, кто часто играл в магазин с другими детьми?

В плане межличностных взаимоотношений группа малышей тоже как слепые щенки, которые тычутся не зная куда. А разрулить конфликт или сложную этическую ситуацию может и должен взрослый. Хорошо если воспитатель в саду не придерживается мнения “сами разберутся”, а терпеливо объясняет, что и куда. Но родители и прочие старшие родственники с этой задачей справляются прекрасно, и даже лучше, потому что в семье ребёнок получает опыт бытования, наблюдает отношения между мужчиной и женщиной, смотрит, как взрослые выходят из затруднительных ситуаций. Дети не могут научить ребенка быть взрослым, а воспитательница, которая одна, а вас много, тоже так себе учитель, если честно.