Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Дети задают их когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.
В свое время А.М.Горький замечал, что умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Как же отвечать на вопросы ребенка?
Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним.
Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
На
познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку
детской любознательности, а, напротив, разжечь из нее незатухающее
пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие
ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений,
фантазий, сомнений. Итак, следующее требование - краткость и
определенность ответа. Следует учитывать уровень умственного развития
ребенка, обращаться к его жизненному опыту.
Не бойтесь, если после вашего ответа не все будет понятно ребенку до
конца. Что-то он уяснил, в чем-то разобрался, но новые знания, которые
вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы.
Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: "А ты как думаешь",
предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой
совместными усилиями ищите ответ.
Не подавляйте ребенка "грузом" своих знаний, не торопитесь с ответом.
Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире
много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите
вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками,
научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень
много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому
взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте
личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для
коллективного поиска ответа.
Если
вопрос ребенка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы
пробел был ликвидирован. Дляэтого можно организовать наблюдения или
почитать ребенку подходящую книгу.
К сожалению, это требование часто не соблюдается, когда взрослые
отвечают на такие сложные для детей вопросы, которые касаются
происхождения людей, исторического прошлого. Взрослые не всегда знают об
особенностях формирования временных и пространственных представлений у
дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную
протяженность многих событий, в которых спрашивают. Учитывая это,
достаточно ограничиться в ответе сообщением отдельных фактов об
историческом событии, которое заинтересовало ребенка, не решаясь при
этом дать их хронологическую последовательность.
Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всезнайку,
которому кажется, что он обо всем слышал, все усвоил, а на деле просто
много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и
новизна восприятия знаний в последующие годы.