Для каждого без исключения ребенка начало школьной жизни – это стресс. И перед мамой встает сложная задача: как помочь маленькому человеку выйти в большое школьное плавание
Родители знают, как трудно даются малышам любые перемены. Даже ночевка в гостях может стать серьезным испытанием. Что уж говорить о выходе в школу: новые люди, новые правила и, главное, новые обязанности.
Период адаптации к школе может занять от двух месяцев до полугода. В течение этого времени ребенок, в зависимости от темперамента, от 5 до 500 раз объявит вам, что больше в школу ни ногой! Что одноклассники – самые ужасные люди на свете. И что главная задача учителя – обижать ваше маленькое «солнышко». Попробуем разобраться в причинах конфликтов.
Физическая готовность
Основные психологические проблемы могут возникнуть у первоклассника из-за того, что он физически не готов к обучению. Что это значит? К 6-7 годам у ребенка заканчивает формироваться кора головного мозга. Пока она не сформировалась, ребенок мыслит наглядно-образно: он воспринимает информацию из окружающей среды, анализирует ее, но у него отсутствует функция произвольного внимания.
То
есть по факту ребенок не может заставить себя долго удерживать внимание
на той или иной задаче. Его внимание с удовольствием перескакивает с
одной игрушки на другую. И зачем принуждать себя к концентрации на
прописях, если они неинтересны?
После
того как кора головного мозга сформирована, ребенок приобретает навык
осознанно фокусировать внимание и достаточно долго удерживать его на
объекте. Именно тогда обучение становится возможным.
Как
правило, каждой маме хочется, чтобы ее малыш пораньше пошел учиться. Но
далеко не каждому ребенку полезно раннее погружение в школьный мир.
Если малыш физически не дозрел до школьного обучения, он будет
чувствовать себя неудачником на фоне одноклассников. И ничего не сможет с
этим сделать. Потому что требования учителя сосредоточиться и высидеть
на одном месте 40 минут для него просто невыполнимы.
Тестируем и диагностируем
Чтобы
определить степень готовности к школе, школьный психолог или будущий
учитель проводит серию тестов. Ребенка просят составить историю по
картинке, классифицировать предметы – это проверка на логику.
Перечислить на память только что произнесенные слова – тест памяти. По
команде учителя вести линию по листочку в клеточку: две клеточки
направо, одну вверх, три налево и т.д. В рамках этого теста проверяется
умение ориентироваться в пространстве и усидчивость.
По
идее, если ребенок прошел все тесты успешно, его зачисляют в школу. Но
часто бывает, что и непрошедших малышей берут учиться – или по настоянию
родителей, или просто по возрасту пора (у нас же обязательное
образование!), или психолог оказался некомпетентным. В некоторых школах
учителя, набирающие младшие классы, ограничиваются собеседованием – без
тестов.
В
рамках собеседования ребенок может вести себя идеально: отлично
говорит, шутит, отвечает на сложные вопросы. Но из-за того, что
значительную часть жизни он общался со взрослыми, он мог не набрать
базовых навыков – той самой способности классификации, логики, памяти и
т.д. А без тестов этого не определить.
Если
у вас есть сомнения, отдавать малыша в школу в этом году или дать
погулять до следующего, попробуйте обратиться к профессиональному
независимому психологу за консультацией.
опытных психологов есть безотказный способ диагностики физической
готовности ребенка к школе. Если выпали передние зубы, значит, готов. И
это не народная примета, а физиологический факт. Молочные зубы у детей
выпадают сразу после того, как кора головного мозга полностью
сформировалась.
А
именно она отвечает за показатели готовности ребенка к обучению:
память, внимание и мышление. Также по наблюдению психологов левши и
амбидекстеры (люди, которые пользуются одинаково левой и правой рукой)
созревают чуть позже, чем правши. Им, как правило, труднее дается
ориентирование в пространстве – право-лево, верх-низ.
Психологический фактор
Даже самый подготовленный
ребенок в первые недели посещения школы может столкнуться с
непреодолимыми для его возраста препятствиями. Психологическое
отторжение школы может в дальнейшем выразиться в головных болях, рвоте и
даже ночном недержании. Поэтому на первых порах маме придется
максимально чутко отслеживать настроение первоклассника. Вот основные
причины, по которым ребенок может испытывать дискомфорт в школе.
Хочу к маме!
Как
правило, дети, не ходившие в детский сад или не имеющие другого опыта
вращения в социуме, пугаются толпы одноклассников. Все – незнакомые.
Непонятные. Иногда агрессивные. И некуда спрятаться.
Мамочка!
Конечно,
мама не может ходить с ребенком на занятия. Некоторые особо трепетные
мамы пытаются стоять рядом с классом или нервно прогуливаются у школы,
чтобы в случае неприятности спасти своего малыша.
Если
одноклассники вашего «зайчика» будут видеть его все время с мамой,
«зайчик» может стать в классе изгоем. Вместо того чтобы бегать за
ребенком, лучше договориться с родителями одноклассников и устроить у
себя дома детский праздник. На своей территории ребенок будет
чувствовать себя более уверенно и быстро заведет друзей. Возможно,
хождение друг к другу в гости со временем станет традицией.
Учитель злой!
В
данном случае вам придется расспросить своего малыша детально: в чем
конкретно проявляется «злость» учителя? Надо помнить, что учителям в
первом классе законодательно запрещено ставить оценки – чтобы не
травмировать психологически неокрепших детишек.
Ведь
их, маленьких и беззащитных, впервые в жизни начинают сравнивать между
собой, чтоб подтолкнуть к стремлению учиться, самоутверждаться, бороться
за место под солнцем. И этот процесс должен идти плавно и аккуратно.
Учитель может указывать ребенку на его успехи и неудачи. На примере
одноклассников показывать, что можно сделать то или иное задание лучше.
Но ни в коем случае не давить на ребенка и не сталкивать его со
сверстниками в лоб: вот Катя может писать букву «о» ровно, а тебе не
дано.
Если
ребенок жалуется на то, что учитель его сравнивает с одноклассниками,
оценивает и кричит на него, значит, это повод поговорить с учителем.
Конечно же, не вступать в конфликт, а просто объяснить учителю, что
ребенку дискомфортно. Вероятнее всего, учитель «сбавит обороты» – ведь
ему с вами еще 3 года вместе работать.
Возможен
и обратный вариант: ребенок считает учителя злым просто потому, что
учитель требователен. Если у малыша никогда не было никаких авторитетов,
кроме родителей, он может воспринять учителя как назойливое
недоразумение. Во взрослой интерпретации претензия ребенка к учителю
может звучать так: кто ты такой, чтобы заставлять меня писать букву «о»?
В
таком случае воспитательный момент ложится на плечи родителя. Придется
объяснить малышу, что слушаться надо не только маму, но и учителя,
который желает ребенку только добра. Причем, вероятнее всего, объяснять
это придется не день и не два.
Мне скучно!
Все
более распространенной становится ситуация, когда ребенок приходит в
школу, а ему там неинтересно. Потому что он все знает. Потому что с
мамой или бабушкой он не просто прошел весь алфавит, а уже прочел все
сказки и может написать по ним краткое изложение.
Если
ваш малыш ходит в школу, как на каторгу, которую надо «отсидеть»,
необходимо попросить учителя об увеличении нагрузки. Вряд ли учитель
захочет заниматься с одаренным ребенком по специальной программе (хотя и
такое возможно), но в любом случае учитель может нагрузить ребенка
дополнительными социальными обязанностями.
Например,
попросит собрать тетради в конце урока. Проверить задание у соседа по
парте. Записать вместо учителя на доске условия задачи. И малышу
откроется новая сфера самореализации.
Давай потом!
Малыши,
которые все детство не соблюдали режим дня, в школе испытывают
нечеловеческое недоумение: зачем именно сейчас идти учиться, если
хочется побегать?
В
данном случае мягко, но настойчиво должны действовать и учитель, и
родитель – вместе. Учитель будет стараться привлечь ребенка к общему
режиму обучения. А маме придется ввести режим дня дома. Теперь ужин
будет в 9 часов, а сон в 10 – или как вы договоритесь. И на этом
придется настаивать. Иначе у ребенка в голове так и не сложится этот
загадочный пазл: в семье можно все и всегда, а в школе почему-то нет.
Для
предварительного внедрения режима в жизнь опять же рекомендованы
подготовительные группы. Ребенок психологически примеряет на себя новый
статус – школьника. Он с гордостью говорит взрослым: я хожу в школу.
Поэтому недоразумения типа «давай потом» становятся физически
невозможными. Я же школьник, а значит, я дисциплинирован.
Мнение специалиста
Оксана Орлова
Семейный психотерапевт Психологического центра на Пятницкой
Бывают
случаи, когда родители переживают за первоклассника больше, чем он сам.
А нервная, чуть не плачущая мама вряд ли поможет малышу успокоиться. В
таком случае лучше обратиться за помощью к психологу. Детям отлично
помогают занятия в группе: ребенок попадает в новую, внешкольную среду
сверстников, где ему помогают разобраться в своих недоумениях и страхах.
Полученные
знания он может легко, по аналогии, применить в среде одноклассников. Я
рекомендую дошкольникам посещать подготовительные группы, лучше всего
независимые коммерческие или на базе школы, в которую родители
собираются отдавать ребенка. Подготовительная группа детского сада дает
навыки работы в классе, но садик – привычная среда. Здесь ребенок как
дома. На базе детского садика он не подготовится к резкой смене
обстановки.